Парламентские выборы в Евразии: цирк с конями и почти без крови

В 2016 году в Казахстане, Белоруссии и России предстоит избрать на новый срок «депутатский корпус». Главная интрига российских выборов: удастся ли «режиму» не допустить в коридоры представительной власти людей с настоящей протестной повесткой. У союзников по ЕАЭС задача пока попроще

В России есть раскрученные оппозиционные политики (тот же Навальный), которые в ходе думских выборов могут прорваться с критикой Путина в телевизор. Сейчас в телевизоре можно ругать правительство, осуждать некий «неправильный курс». Но главная, ключевая фигура, тот человек, который уже 15 лет формирует правительство и курс, остаётся вне критики. И вот теперь на голову российскому телезрителю может обрушиться поток обоснованных, выстроенных бронебойным клином обвинений в адрес нашего дорогого Владимира Владимировича.

Это под его началом страна профукала баснословные возможности тучных лет и ещё глубже села на «нефтяную иглу». Это он чудовищно раскормил чаек и роттенбергов. Он поставил руководить кабинетом министров мелкого клерка, обладающего лишь одним достоинством: клерк безопасен в электоральном отношении. У Путина и его команды нет никакой программы по выходу из кризиса. Они сидят и ждут, когда нефть «отскочит».

Такие задорные слова хорошо известны российским сетевым вольнодумцам, читателям «Новой газеты» и слушателям «Эха Москвы». Но ближе к осени (выборы Госдуму пройдут 18 сентября) эти слова, наверно, зазвучат из телевизора. Поскольку кандидаты в депутаты по закону получат время в «зомбоящике». И тогда может выйти другой коленкор. Ведь простой россиянин, условный рабочий «Уралвагонзавода», в интернеты не ходит. Разве только в «Одноклассники». А вот телевизор смотрит и телевизору верит.

Власть опасается такого поворота событий и принимает превентивные меры. Руководитель путинской администрации Сергей Иванов уже заявил, что ни в коем случае нельзя допускать в Госдуму экстремистов. Читатели и писатели фейсбука возмущённо зашумели: какие странные у кремлёвских представления об экстремизме! В цивилизованных государствах критика первого лица считается не только допустимой, но и обязательной. Это как форточку открывать. На что сразу же последовал вопрос от цепных псов режима: не в тех ли это государствах, где власть не может защитить местных женщин, когда дикие мигранты лезут им в трусы?

Высказался насчёт недопустимости парламентского экстремизма и видный российский демократ Рамзан Кадыров. Он прямо и твёрдо заявил, что считает лидеров «несистемной оппозиции» врагами народа. Слова этого человека в России принято воспринимать всерьёз. Особенно после гибели самого яркого представителя несистемной оппозиции Бориса Немцова. В его убийстве официально обвиняют горячих кавказских парней, один из которых раньше служил на офицерской должности в чеченском МВД. Парни вроде бы обиделись на Немцова за исламофобию. Конечно, глава Чеченской республики не может отвечать за дела всех своих бывших милиционеров. Но так выходит, что эта история добавляет веса его словам о врагах народа.

Вообще, звучащие время от времени из Грозного обещания проблем и неприятностей врагам России, настоящим и придуманным, активно используются в российском медийном пространстве. Собственно, почин сделал Владимир Путин, когда пообещал мочить врагов в сортире и делать неправильным журналистам такое обрезание, чтобы больше ничего не выросло. Он и есть в России главный чеченец.

Сразу после заявления Кадырова лидеры несистемной оппозиции высказали своё возмущение и надежду, что Кремль одёрнет «кавказского царька». Но пока не дождались. А самый возмущённый из «врагов народа», депутат городского совета Красноярска Константин Сенченко, успел назвать Кадырова «позором России», а потом извиниться перед ним за свои слова.

Тем временем системная оппозиция во главе с товарищем Зюгановым, которого справедливо называют министром российского правительства по делам КПРФ, без суеты и спешки готовится сделать в ходе избирательной кампании важные заявления о том, что президент в России хороший, а правительство так себе. Я уже сравнивал Геннадия Андреевича с бронепоездом, который в нужный момент кремлёвские технологи выкатывают из-под дачного навеса, дают ему сурово попыхтеть, погудеть, а потом возвращают назад, к внукам и гладиолусам. Годы идут, но не ржавеют ни сравнение, ни сам агрегат.

В Казахстане своя мулька: неожиданный перенос сроков выборов. Это в Одессе вчерашняя хохма не хохма, а в Астане таки да. Один и тот же приёмчик с успехом прокатывает и в третий раз, и в пятый. По крайней мере, так думают креативные парни из Ак Орды, снова и снова предлагающие начальству хитрый план – сдвинуть сроки выборов вперёд и спутать таким образом карты оппозиции. Не дать ей времени на подготовку. И народ заодно развлечь. Начальство хитрый план принимает. Других идей всё равно нет. После этого казахстанский мажилис в очередной раз приходит к выводу, что надо бы ему распуститься.

Кстати, не все помнят, что первым, ещё не смешным, а очень циничным «самороспуском» казахского парламента в середине 90-х руководил яркий человек Заманбек Нуркадилов. Впоследствии пламенный оппозиционер. Именно он в тот раз предлагал правильным депутатам хорошие должности в исполнительной власти. А через несколько лет Нуркадилов бросил вызов Назарбаеву и покончил жизнь самоубийством: два выстрела в грудь и контрольный в голову.

Не окажется ли кто-то из координаторов нынешнего самороспуска пламенным оппозиционером? Если ситуация по экономическим или ещё каким-то причинам пойдёт вразнос, поручиться ни за что будет нельзя. Но пока всё спокойно. Кандидаты в новый состав мажилиса мирно пасутся на небогатом электоральном поле. Хотя допускают и небольшие взбрыки. Например, председатель социал-демократической партии Казахстана Туякбай недавно заявил, что «основой казахской идентичности должен являться принцип государствообразующей нации, а не гражданства». Но человека можно понять. Он хочет в парламент. Большинство избирателей – казахи. Вот и ловит главный социал-демократ ветер в паруса.

Интересно, что в Белоруссии похожая история с лидером «мягкой» оппозиции Татьяной Короткевич. Татьяна в прошлом году участвовала в президентских выборах со слоганом «Говори правду». Ей предсказывали 15-20 процентов, однако набрала Короткевич только 4,4. Тем не менее, её заметили. Теперь блок «Говори правду» идет на парламентские выборы 2016 года (они пройдут 11 сентября) с умеренно прогрессивной, не опасной для режима социальной программой и деликатным белорусским национализмом. В общем, у Лукашенко тоже пока всё под контролем. Настоящая, «твёрдая» оппозиция загнана под плинтус ещё в 90-е и не высовывается.

Таким образом, можно констатировать, что за 25 лет постсоветской жизни (да, в декабре исполнится четверть века распаду СССР!) ни в одном из трёх союзных евразийских государств не сформированы даже самые простые демократические механизмы. Есть только их муляжи. Тем временем наши вожди стареют. Они привыкли считать себя полубогами. У их тронов кормятся тучи жирных подхалимов, которые жужжат в оба уха вождям об их мудрости и незаменимости. А потом приходит кризис, и оказывается, что страна к нему совсем не готова. И что негибкая закостеневшая система может сломаться с хряском и многих придавить.

Нет, без политической конкуренции жить плохо, неправильно. Но неужели в наши края она приходит только через майдан, через цветные революции, через кровь?

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.