Виртуозная арифметика: как правительство сэкономило на пенсионерах

Коррекция социальных индикаторов в Казахстане проводится со значительным отставанием от уровня инфляции. Правительство экономит на беднейшей части населения, которая получает минимальную пенсию, пособия, социальные выплаты. И даже обещанная президентом страны индексация пенсий с опережением инфляции на 2% проведена по специфической модели

В Послании народу президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что с 1 января 2016 года будет индексирована солидарная пенсия с опережением инфляции на 2%. Бюджет-2016 был принят позже этого заявления, но его параметры разочаровывают.

Вопреки ожиданиям, с января базовая пенсионная выплата увеличена лишь на 7% – с 11182 до 11965 тенге. Также на 7% были увеличены: минимальная зарплата и величина прожиточного минимума (они в Казахстане идентичны) – с 21364 до 22859 тенге, минимальный расчетный показатель – с 1982 до 2121 тенге. Только минимальный размер пенсии подняли на 9% – с 23692 до 25824 тенге.

И это в то время как инфляция по итогам 2015 года составила 13,6%!

Правительство решило по-своему

Бюджет-2016 принимался с трудом. До последнего сохранялась неясность в отношении того, какая цена на нефть и какой курс тенге будет взят за основу: от этих параметров очень сильно зависят налоговые поступления. Отсюда начинается вся цепочка государственных расходов: субвенции регионам, бюджетные кредиты и дотации отдельным национальным компаниям, социальные выплаты населению страны, что очень важно для сохранения социальной стабильности. В итоге правительство решило, что средний курс в 2016 году составит 300 тенге за доллар, а цена на нефть – 40 долларов за баррель. Исходя из этих ожиданий и формировался республиканский бюджет-2016 года, в том числе социальные обязательства государства.

По негласному правилу, когда принимается бюджет, все его социальные параметры должны быть индексированы на величину инфляции. Речь идет о минимальной зарплате, базовой пенсионной выплате, минимальном размере пенсии, прожиточном минимуме. Индексация происходит обычно на среднюю величину инфляции, то есть, правительство и депутаты не подсчитывают ее с математической точностью. Допустим, если инфляция в будущем году ожидается в коридоре 6-8%, то социальные индикаторы будут увеличены на 7%.

Так правительство делало всегда, и на этот раз тоже. Было принято привычное решение. И это несмотря на то, что поступать при принятии бюджета-2016, по логике, нужно было иначе. Во-первых, на руках уже имелось недвусмысленное обещание президента страны. Во-вторых, инфляция в 2015 году вырвалась из-под контроля, далеко зашкалив за умозрительный коридор.

По идее, если говорится, что рост пенсий обгонит инфляцию на 2%, то, значит, необходимо брать текущую инфляцию и прибавлять 2%. Правительство же представило в парламент расчет исходя из ожидаемого уровня инфляции в 2016 году.

То есть, небольшая такая манипуляция, и обещание президента как бы выполнено.

9% вместо 15,6%

Уровень инфляции характеризует индекс потребительских цен (ИПЦ). Набор товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления и которые берутся в расчет ИПЦ, включает 508 позиций. При построении ИПЦ доля продовольственных товаров составляет 36,4%, непродовольственных – 32,2%, платных услуг – 31,4%. Эта структура поменялась с января 2015 года – раньше около 50% в ней приходилось на продовольственные товары, остальная часть – на непродовольственные товары и платные услуги (приблизительно 24 и 26%).

Так, согласно официальной статистике, цены на продовольственные товары за прошедший год выросли на 10,9%, непродовольственные – на 22,6%, платные услуги – на 8,1%.

В сфере жилищно-коммунальных услуг тарифы на центральное отопление увеличились на 14%, холодную воду – на 12,7%, горячую воду – на 11,3%, канализацию – на 10,3%, электроэнергию – на 8,3%, содержание жилья – на 4,3%, газ, транспортируемый по распределительным сетям – на 4%. Подорожали и все продукты: хлеб (на 14,4%), фрукты переработанные и консервированные (48,5%), масло подсолнечное (29,2%), фрукты свежие (26,7%), сахар-песок (20,1%), овощи переработанные и консервированные (19,8%), рыба и морепродукты, яйца, крупы, молоко, мука. Цены на лекарства в среднем взлетели на треть.

Почему так важно было не играть цифрами, а использовать параметр фактической инфляции 2015 года? В первую очередь потому, что набор жизненно важных товаров и услуг уже абсорбировал повышение цен. То есть, стоимость жизни уже возросла в среднем в 2015 году на 13,6%. Более того, учитывая условность методики подсчета ИПЦ, мы понимаем, что она некорректно отражает повышение цен – на самом деле они растут куда более агрессивно, чем это замечает официальная статистика.

Но правительство, представив бюджет-2016 года, решило, мягко говоря, виртуозно сэкономить на пенсионерах.

До сих пор метод коррекции социальных индикаторов ни у кого не вызывал вопросов. И даже если ожидаемый прогнозный показатель инфляции был гораздо выше, выплаты уже никак не индексировались. Свежий пример: в начале 2015 года также была также проведена 7-процентная индексация, а инфляция по итогам года составила 13,6%. По законам жанра, перерасчет социальных показателей постфактум невозможен.

С другой стороны, наверняка опасались в правительстве, если сейчас провести 15,6-процентную индексацию (13,6 + 2%), а инфляция окажется ниже, то окажется перерасход бюджетных средств. Переплачивать пенсионерам – непорядок. Поэтому из года в год исполнительная власть решает дальновидно: лучше недоплатить, чем переплатить.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.