Событие недели. Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин приговорены к лишению свободы на 3 и 2 года

Этнических казахов осудили за разжигание национальной розни к казахам. Прокурор Дидар Кабаев просил Нарымбаеву 5 и Мамбеталину 4 года в колонии общего режима. Судья Марал Джарилгасова дала меньше, но после выхода из мест лишения свободы гражданским активистам 5 лет нельзя заниматься общественной деятельностью

Анекдот из времен культа личности повествует. Охранник лагеря спрашивает заключенного: «За что сидишь?» «Ни за что», — отвечает зэка. «Врешь! Ни за что пять лет дают, а у тебя десять!» Если исходить из этой логики, то Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин, получившие срока по 174 статье УК РК («возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни») за перепечатку в интернете литературного отрывка непонятного происхождения, будут отбывать уголовное наказание ни за что.

Azattyq.org разместил репортаж Казиса Тогузбаева из зала суда. «Обвинение сами подсудимые отрицают, сторонники активистов также говорят, что это дело политически мотивировано, – сообщает журналист. – Начало уголовному делу положили публикации активистов на своих страницах в социальной сети Facebook сомнительного отрывка из книги «Ветер с улицы», который, как они утверждают, был скопирован из Интернета. Интересно, что автор книги «Ветер с улицы», другой гражданский активист Мурат Телибеков, показал на суде, что такого текста в его не вышедшей в свет книге не было. Против Мурата Телибекова также возбуждено уголовное дело. Под следствием находится также и Александр Ляхов, с сайта которого, как говорят подсудимые, они скопировали этот текст».

Странностей в данном судебном разбирательстве более чем достаточно. «В своем последнем слове Нарымбаев обвинил судью в предвзятости, необъективности, сказав, что следствие не доказало наличия преступления в действиях активиста, а суд прошел «с обвинительным уклоном». Не были допрошены, по словам Нарымбаева, ключевые свидетели обвинения, в том числе руководитель организации «Желтоксан-86» Гульбахрам Жунис, заявление которой фигурирует в деле против Нарымбаева и Мамбеталина»; «Мамбеталин в последнем слове сказал, что ему не в чем раскаиваться и что он не собирается признавать обвинения. Он заявил, что просит прощения только у своих родных, которым принес страдания и которых, возможно, лишил будущего».

«Первые сто дней беззакония: послесловие к приговору Ермеку Нарымбаеву и Серикжану Мамбеталину» – под таким заголовком вышел материал Андрея Гришина на сайте Bureau.kz. «Не все действия и высказывания Ермека и Серикжана были так уж однозначны, не всем они нравились, зато после процесса сторонников у них увеличилось в разы, причем за счет тех, кто раньше не ведал об их существовании или относился к ним со скепсисом», – отмечает автор.

«Если мир узнает, что в Казахстане судят за то, что человек привел цитату из произведения, над нами будут смеяться», – сказал Серикжан Мамбеталин. Ну так уже смеются, притом давно, смеялись и до Бората, и после (Казахстан до сих пор вдохновляет западных режиссеров на создание боевиков и триллеров, чьи действия происходят в дикой и непредсказуемой стране). Вот только внутри страны не до смеха. Зачитав приговор, судья Джарилгасова вспомнила про частное постановление и рекомендовала возбудить дела в отношении еще двоих пользователей Фейсбука – Айгуль Утеповой и Фазыла Айткожи, не пояснив за что, хотя скорей всего всё за то же – по печальной статье 174 УК РК». Казахстан вошел в фазу существования, где в плане негативных сценариев возможно все.

Adilsoz.kz в свете пятилетнего запрета на общественную деятельность попытался разобраться что это такое. «Дополнительное наказание прокомментировал правозащитник Евгений Жовтис на пресс-конференции 26 января. По его словам, нет строгого юридического определения «общественной деятельности». Это понятие включает в себя большинство гражданских прав, гарантированных Конституцией и, таким образом, приговор противоречит Основному закону страны».

Уголовное преследование гражданских активистов в Казахстане приобрело и определенный международный интерес. Regnum.ru в связи с последними событиями взял комментарий у политолога Максима Казначеева. «Вышеперечисленные лидеры общественного мнения предпринимали попытки зарабатывать политический капитал на очень щекотливой теме – вопросах межэтнического взаимодействия, а также оценках роли России в казахстанской истории. Однако в условиях текущего обострения геополитического противостояния между Москвой и Вашингтоном, проецирующегося в том числе и на Казахстан, Акорда предпочла снизить накал этих дискуссий с целью сохранения общественного единства. А потому предприняла шаги по «публичной порке» наиболее одиозных спикеров», – считает эксперт.

Приговор Ермеку Нарымбаеву и Серикжану Мамбеталину сильно дезориентирует в плане того, что можно и чего нельзя делать в социальных сетях. Любой подключенный к Интернету пользователь может наблюдать внушительную группу владельцев аккаунтов, которые на фоне осужденных активистов должны получить просто пожизненные сроки лишения свободы. Однако подобных карательных вещей не наблюдается. Власти с одной стороны поощряют доносы, а с другой наказывают несанкционированную активность сугубо избирательно. Поэтому в итоге спонтанно доминирует формула «делай что должен и будь что будет». Ибо хаотизация общественных процессов и реакции на них государственных органов не позволяет определить желательную линию поведения, с помощью которой можно наверняка избежать уголовного преследования.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.