Евразийский экономический союз (ЕАЭС) переживает непростые времена, прежде всего, из-за неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырья

Такая ситуация сложилась вследствие того, что благосостояние двух крупнейших экономик в его составе – России и Казахстана – в первую голову связано с нефтяным производством и экспортом. В условиях, когда в этих двух странах добывающая промышленность, на которую возложена роль локомотива их экономик, испытывает давление по причине падения спроса на их продукцию, функцию палочки-выручалочки в идеале мог бы взять на себя малый и средний бизнес (МСБ). В действительности же это остается лишь благим пожеланием

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) переживает непростые времена вследствие, прежде всего, неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках сырья, так как благосостояние двух крупнейших экономик в его составе – России и Казахстана – в первую голову связано с нефтяным производством и экспортом. И три другие экономики – Белоруссия, Армения и Кыргызстан – при нынешних низких ценах на нефть также сталкиваются со значительными трудностями постольку, поскольку их благополучие в значительной мере зависит от положения дел на российских и казахстанских рынках. В условиях, когда в той же России и Казахстане добывающая промышленность, на которую возложена роль локомотива их экономик, испытывает давление по причине падения спроса на их продукцию, функцию палочки-выручалочки в идеале мог бы взять на себя малый и средний бизнес (МСБ). В действительности же это остается лишь благим пожеланием.

Вклад малого бизнеса в ВВП России и Казахстана составляет порядка 20-25%, тогда как, к примеру, в США – 40%.

Доля же малых предприятий в общих объемах экспорта Российской Федерации и Республики Казахстан не дотягивает даже до 1%, в то время как она в Китае превышает 50%, в Великобритании составляет 34 %, в США – 33 %, в Канаде – 27 %, в Чехии – 23 %.

Так что никакой речи о том, что МСБ мог бы в какой-то мере подменить собой сталкивающуюся с трудностями добывающую промышленность в экспорте России и Казахстана, вести не приходится.

А между тем сейчас в той же Российской Федерации на малые предприятия обрушиваются, по утверждениям западных СМИ, новые удары.

Еженедельник Economist в своем очередном номере опубликовал статью под названием «Night of the long scoops» — «Ночь длинных экскаваторных ковшей». К ней предпослан такой подзаголовок: «Smashing the little capitalists in Russia’s capital» — «Разгром маленьких капиталистов в столице России».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Наутро после одной из ночей на прошлой неделе взорам москвичей предстали сцены разрушения. Магазины и кафе лежали в руинах. Этот результат был делом рук не террористов, а городского руководства, которое послало экскаваторы уничтожить порядка 100 строений, якобы представлявших угрозу для общества.

Для таких владельцев небольших магазинов, как Станислав, который содержал цветочный павильон возле станции метро в центре Москвы, снос явился шоком: «Наши хозяева позвонили в обед и сказали: «Собирайте свои вещи, они придут сегодня вечером». Местные жители окрестили это «Ночью длинных экскаваторных ковшей». Газета городской мэрии, не заметив, вероятно, ссылку на Гитлера, вынесла такую фразу в заголовок.

Мэр Москвы Сергей Собянин хочет очистить город от уличных торговцев. «Нельзя прикрываться бумажками о собственности», — говорит он. По его словам, эти предприниматели получили свои правоустанавливающие документы незаконным (жульническим) путем.

Владельцы магазинчиков и кафе отрицают это; многие из них посредством обращения в московские суды с успехом добились признания их арендных договоров в качестве имеющих законную силу документов. 

Город даже разрешил им подключиться к коммунальным сетям. «25 лет ничего не было, а потом вдруг вот так», — говорит Маржана Гаджиева, продавщица булочной, подлежащей сносу позднее в этом же месяце. Общественная организация «Деловая Россия», отстаивающая интересы бизнеса, оценивает ущерб примерно в 22 миллиарда рублей ($290 миллионов)».

Издание Diplomat опубликовало материал Катрин Путц под названием «A 'Blurry' Union: Kyrgyzstan and the Eurasian Economic Union» — «Размытый» Союз: Кыргызстан и Евразийский экономический союз».

В предисловии к нему говорится так: «После шести месяцев пребывания своей страны в составе ЕАЭС представитель Кыргызстана говорит, что слишком рано вести серьезный разговор о результатах».

Далее уже в самом материале излагается следующее: «Кыргызстан завершил процедуру вступления в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в августе 2015 года, через восемь месяцев после официального начала деятельности этой межгосударственной организации и три месяца после того, как кыргызский президент Алмазбек Атамбаев подписал соглашения с лидерами других государств-членов — России, Казахстана, Белоруссии и Армении — в Москве.

Но, как сказал на состоявшейся недавно пресс-конференции заместитель премьер-министра Олег Панкратов, результаты вступления Кыргызстана в Союз — который может похвастаться единым рынком в 183 миллиона человек – неоднозначны.

Как сообщает 24.kg, Панкратов представил ряд комментариев относительно решения Кыргызстана вступить в Союз и достигнутых на сегодняшний день результатов.

«Эффект от вступления Кыргызстана в Евразийский экономический союз получился смазанным», — сказал он.

Вместе с тем Панкратов защищал логику решения Бишкека присоединиться к этой организации и отметил, что с учетом экономического кризиса, охватившего регион, если бы Кыргызстан не вступил в нее, у страны «потери оказались бы более значительными».

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.