С кризисом и острой нехваткой денег в экономике белорусские власти справляются старым добрым способом – берут из кармана населения. Кроме привычного роста цен в магазинах за последние месяцы белорусы столкнулись с повышением стоимости проезда в поездах и городском транспорте, отменой льгот по НДС на газ и электроэнергию, двухкратным ростом ставок некоторых пошлин за услуги госорганов и т.д. А самым тяжелым ударом по карману стал рост тарифов на ЖКХ: коммунальные жировки за январь оказались тяжелее декабрьских на 60-70%.
В принципе все закономерно: отмена перекрестного субсидирования ЖКХ и 100-процентное возмещение населением стоимости коммунальных услуг является одним из условий Международного валютного фонда для выдачи Беларуси нового кредита. Так МВФ хочет защитить свои деньги от банального "проедания" кредитополучателем. Под соответствующим указом о реформировании системы коммунальных расчетов стоит подпись Александра Лукашенко.
Но мера оказалась действительно болезненной для населения. Настолько, что байнет запестрел шутками о том, как президент получает квитанцию и, шокированный счетом, срочно просит администрацию прописать в свою резиденцию еще кого-нибудь – так тариф будет ниже. Шутки шутками, а на днях примерно так и вышло. Заслушивая доклад членов правительства о налоговой и акцизной политике 22 февраля, Лукашенко разразился филиппикой в адрес чиновников, взвинтивших тарифы.
– Мы вроде там все посчитали? – задал вопрос белорусский президент.
– Все подсчитали, но все получилось с точностью до наоборот, – доложил председатель Комитета госконтроля РБ Леонид Анфимов.
– Значит наденьте наручники тем, кто не выполнил доведенного мной распоряжения по тарифам. Наденьте и публично посадите десяток-другой человек – и все станет на свои места, – распорядился Лукашенко. – К 1 марта вы должны положить мне на стол расчеты тарифов ЖКХ: мусор, освещение, лифт, уборка, тепло, вода, газ, электроэнергия. Вы мне их представили, а теперь еще раз пересчитайте.
– Все от балды, товарищ президент, – отрапортовал Анфимов.
– Тогда должен быть список тех, кто эту балду придумал. Хватит с ними шутить. Мы тут что-то считаем, планируем, а они делают все по-своему.
Пригрозив посадками, Лукашенко перешел к лирической части воспитательной лекции. Он призвал чиновников подумать о собственной пенсии.
– Работаете так, как будто не понимаете, что скоро сами же пойдете на пенсию и будете обычными людьми, – обратился к чиновникам 61-летний Лукашенко, по белорусским меркам, пенсионер. – Обычными. Будете по этим тарифам платить за ЖКХ, за проезд, и не думайте, что вас кто-то возить будет. Жизнь может повернуться так резко, что будете кашлять до последнего своего дня. Поймите, за нами наши люди. То общество, из которого мы сами вышли.
Кроме тарифов ЖКХ, Лукашенко поручил проверить тарифы на внутригородской проезд и междугородние перевозки. "Уверен, что мы там найдем резервы. В том плане, что тарифы в себя впитали и некие непроизводственные, прочие расходы, которых там не должно быть, – предположил Лукашенко. – Посмотрим, какой процент население компенсирует от реальных затрат, посмотрим на эти затраты".
Вообще умению Лукашенко ублажать уши населения позавидовал бы любой президент на постсоветском пространстве. Искусством риторики "хорошего царя", которого возмущают выходки "плохих бояр", белорусский президент овладел в совершенстве.
На том же совещании он подверг критике предложения правительства по дальнейшему "спасению экономики", в частности идею отменить льготы по НДС на 35 позиций продовольственных товаров, от мяса и молока до детского питания.
"К чему это приведет? К неминуемому росту цен. И не факт, что эти деньги попадут в бюджет. Упадет спрос, товарооборот. И какие мы дивиденды получим в бюджет, какие миллиарды сэкономим? Да никаких! Просто обидим людей, плюнем им в душу, и они отвернутся от власти. Зачем это надо?" – отверг предложение белорусский президент.
"У нас ведь лозунг какой был? – напомнил он. – Да, рост цен будет, мы никуда не денемся. Но мы заявили тогда, что рост цен должен быть сначала компенсирован ростом доходов. У нас что, доходы населения в это время выросли? Нет. А мы повышаем цены".
Заявив, что "гайдаровские реформы российского образца белорусам не нужны", Лукашенко в очередной раз отверг "огульную приватизацию" как меру по оздоровлению экономики.
"Мы сегодня продаем то, что не совсем нам принадлежит. Там труд поколений, наших дедов и отцов. Поэтому надо очень аккуратно подходить к этим вопросам", – сказал Лукашенко, подчеркнув, что "просто так ни одного кирпича" не отдаст.
"Приватизации быть, ей подлежит любое предприятие в стране при определенных условиях, – продолжил он. – Это соблюдение права человека на нормальные условия труда, модернизация, увеличение налогов в бюджет, продажи продукции на внешний рынок, чтобы валюту получить – тогда нет вопросов, мы пойдем на такую приватизацию. Иная стране не нужна".
Яростная речь не значит, что кто-то из ответственных за расчет новых тарифов будет посажен, плата за проезд и коммунальные услуги понизится, а правительство перестанет искать деньги для латания бюджетных дыр в карманах населения. Конечно, за "посадками" в Беларуси, если надо, дело не встанет, но это не тот случай. Тем более недовольство президента не повод возвращать старые цены. Это такой сеанс психотерапии, призванный в отсутствие анестезии отвлечь народ от боли во время хирургического вмешательства.
Удивительное свойство психики: даже когда понимаешь, что тобой манипулируют, разыгрывая спектакль о социальной справедливости, от "правильных" слов становится несколько легче.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.