Четвертый НПЗ – завод раздора

Несмотря на формально принятое решение построить в Казахстане четвертый нефтеперерабатывающий завод, проект может не состояться. Деталей и конкретики относительно места строительства и сроков нет. Иностранные инвесторы, которые мечтают вложиться в такой проект, имеют все шансы накопить усталость от бюрократических проволочек и отказаться от него добровольно

История с новым НПЗ в Казахстане – это как гадание на ромашке: любит – не любит, будет – не будет… Вот еще один лепесток: не будет. 2015 год. Министерство энергетики РК распространяет информацию, что четвертый НПЗ не будут строить в Казахстане. Обоснование железобетонное: вместо строительства нового НПЗ будет увеличен потенциал Шымкентского НПЗ, который наиболее выгодно расположен к потенциальному экспортному рынку в Центральной Азии. Еще один, последний, лепесток: будет! 2016 год. К осени должно быть разработано ТЭО четвертого НПЗ.

Впрочем, радоваться рано. Есть в этой плоскости некий конфликт интересов, который, понятное дело, не обязательно выльется в открытое противостояние, но делу навредит немало…

нефтеперерабатывающий завод в казахстане

Старые активы лучше новых?

Итак, 2015 год. Правительству РК дано поручение «решить вопросы по размещению, источникам инвестиций и срокам строительства четвертого нефтеперерабатывающего завода». Однако профильное министерство не торопится. По его расчетам, модернизация всех действующих НПЗ в стране, которая будет окончена в 2016 году, позволит ликвидировать дефицит бензина. В результате, в период с 2017 до 2022 годы будет полностью обеспечена потребность страны в светлых нефтепродуктах, отвечающих стандартам качества Евро-4 и Евро-5, уверены чиновники.

Проблемы, по их расчетам, начнутся только в 2021 году – сначала будет дисбаланс по дизтопливу – спрос будет превышать предложение. Затем, с 2025 года, в стране опять будет наблюдаться дефицит различных марок бензина.

В таких условиях Минэнерго считает рациональным решением «дальнейшее поэтапное увеличение перерабатывающих мощностей Шымкентского НПЗ (который изначально проектировался с возможностью модернизации для достижения переработки 12 млн. тонн нефти в год), по мере роста потребностей внутреннего рынка».

Дескать, если увеличить мощности с нынешних 6 млн. тонн лишь на 3 млн. тонн, то после 2024 года ШНПЗ обеспечит потребности Казахстана в светлых нефтепродуктах уже до 2035 года.

Как тогда сообщали в профильном ведомстве, расширение Шымкентского НПЗ имеет ряд преимуществ, по сравнению со строительством нового НПЗ. Но из всего обещанного ряда привели только два, да и то сомнительного свойства: расположение в самом густонаселенном регионе РК и близость к Центральной Азии как единственному потенциальному рынку экспорта. То есть, как только возникает вопрос строительства нового НПЗ, сразу находятся другие – «лучшие» варианты развития внутреннего нефтеперерабатывающего рынка, который вряд ли можно назвать сбалансированным и зрелым.

Во-первых, казахстанские НПЗ не покрывают потребность внутреннего рынка нефтепродуктов. Как заявил на днях вице-министр энергетики РК Асет Магауов, в настоящий момент порядка 30-35% казахстанского рынка по бензину (!) составляют поставки из России. Соответственно, казахстанский рынок полностью зависит от конъюнктуры, которая складывается в России – это и уровень цен, и сезонный дефицит.

Во-вторых, Казахстан нуждается в современном производстве, с широкой линейкой продуктов – существующие НПЗ, модернизация которых ведется в настоящее время, по оценкам экспертов, вряд ли будут модернизированы до тех параметров, которые заявляются. Так, по замечанию эксперта нефтегазового рынка Казахстана Сергея Смирнова, «Атырауский НПЗ уже дважды модернизировали, но заявленные тогда параметры производства до сих пор не достигнуты».

Реконструкция трех существующих производств равна стоимости одного суперсовременного завода (свыше $6 млрд.), который мог бы полностью обеспечить спрос казахстанских потребителей на бензин высоких переделов – он сегодня вообще не производится в Казахстане. Но в тот момент, когда принималось решение – привычное дело – стоимость реконструкций была занижена в два раза, чтобы, видимо, обоснование модернизации перевесило предложение по строительству нового завода.

Два ТЭО – одно решение

Теперь вот последний лепесток: будет! Впервые об этом заявил министр Владимир Школьник, пообещав, что к концу 2015 года будут определены место и сроки строительства нового НПЗ. Но ясности в этом вопросе нет до сих пор.

На днях вице-министр энергетики Асет Магауов сообщил, что на разработку предварительного технико-экономического обоснования (ТЭО) по строительству четвертого нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) потребуется восемь месяцев.

Еще летом прошлого года при Минэнерго была создана рабочая группа, поручившая разработку ТЭО компании "Казмунайгаз — переработка и маркетинг" (КМГ ПМ). И вот полгода спустя (!) специалисты говорят, что им понадобится 8 месяцев для разработки пред-ТЭО. Сроки конкретные не поставлены: «примерно к лету-осени этого года».

Министерство никуда не спешит. Это очевидно. В то время как Казахстану действительно требуется современный завод, который будет наконец технологические сориентирован на переработку казахстанской нефти (действующие заводы приспособлены преимущественно к переработке более легкой российской нефти).

Понимая, что ситуация на нефтеперерабатывающем рынке Казахстана с каждым годом только ухудшается и требуется принципиально новое решение, инвесторы из Китая предлагают построить четвертый завод в Мангыстау. Аким региона Алик Айдарбаев обрадовался было: инвесторы сами приходят, все на себя берут, разрабатывают маркетинговые планы, говорят об экспорте готовой нефтехимической продукции в Иран и далее. Но, как признался недавно на пресс-конференции, – «никто меня не поддерживает». Именно поэтому вместе с китайскими компаниями было решено сделать ТЭО и представить в профильное министерство.

Вице-министр Магауов в курсе этих событий, но воспринимает их без энтузиазма. На брифинге он говорил, что аналогичная работа по созданию ТЭО проводится по инициативе акимата Мангистауской области с участием компаний CITIC и CNPC: «Они также готовят ТЭО, но уже с привязкой к Мангистаускому региону. Думаю, результаты данного ТЭО тоже будут рассматривать на рабгруппе».

…Вопрос со строительством нового НПЗ в Казахстане решается уже больше десяти лет. И, как видим, пока безуспешно. Нет никакой гарантии, что этот завод будет построен в обозримом будущем. Лоббирование старых отсталых производств ведется мастерски – то ли потому, что кому-то не хочется, чтобы иссякали эти потоки капитала, то ли по какой-то другой причине. Но в любом случае завод, который жизненно необходим экономике страны, не нужен министерским чиновникам. У них свои, неведомые нам интересы.

P.S. Пока мы занимаемся развлечениями с ромашкой, в Кыргызстане построен новый НПЗ, который был введен в строй осенью 2015 года. Пришли китайские инвесторы, вложились и возвели предприятие, пусть с небольшой мощностью – всего 400 тыс. тонн продукции в год, но зато завод современный и свой. Одним потенциальным экспортным рынком для Казахстана стало меньше…

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.