Событие недели. Арест Сейтказы Матаева и волнения в журналистском сообществе

Для взбудораживания журналистских кругов с помощью ареста лучшей фигуры просто не отыскать. А вот как объект для антикоррупционной борьбы председатель правления Союза журналистов Казахстана никакой

Запутанное дело. Бессилие здравого смысла перед объяснениями Национального бюро по противодействию коррупции, которые дал Талгат Татубаев, заместитель директора республиканского бюро на сайте Ratel.kz, в свете ареста Сейтказы Матаева, еще больше усилило общую неопределенность и тревожность. Ну при любой богатой фантазии не может председатель правления Союза журналистов Казахстана входить в топ-100 или топ-1000 ведущих коррупционеров страны, на разоблачение которых антикоррупционное ведомство готово тратить такие масштабные ресурсы.

В журналистских кругах у Сейтказы Матаева практически нет врагов, почему он и выполняет функции официального и неофициального посредника по широчайшему кругу вопросов, проблем и контактов, на которые так богата медийная деятельность. С врагами в других сферах деятельности ситуация иная, что сами Сейтказы и Асет Матаев довольно подробно осветили в своем заявлении, составленном накануне принудительной доставки на допрос в бывшую финансовую полицию.

Сейтказы Матаев

Zakon.kz дал официальную версию случившегося: «Антикоррупционной службой по г.Алматы установлены факты хищения в 2011-2015 годах более 300 млн.тенге, выделенных Комитету по информатизации и Акционерному обществу «Казахтелеком» на информационное продвижение государственной политики и размещение материалов в печатных изданиях»; «Кроме того, следствием установлено, что занимаясь незаконной предпринимательской деятельностью Матаев получил прибыль в сумме 1,4 млрд.тенге, при этом не уплатив налоги в сумме 327 млн.тенге»; «За эти преступления предусматривается наказание в виде лишения свободы от 6 до 12 лет, с конфискацией имущества». Официальная подача информации сводилась к тому, что преступники изобличены и суду осталось только оформить все необходимые технические моменты. Ни о какой презумпции невиновности не было даже намека.

Camonitor.kz разместил «Обращение к Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву по поводу задержания Сейтказы Матаева». Там, в частности, говорится: «Мы просим Вас, Нурсултан Абишевич, обратить пристальное внимание на происходящее вокруг Сейтказы Матаева. Особенно это важно в момент, когда власть открыто заявила о необходимости обновления своих рядов, о решимости провести 5 институциональных реформ. Все эти усилия могут быть перечеркнуты разом». Для президента г-н Матаев вообще-то человек не чужой, несколько лет на заре независимости Казахстана был его пресс-секретарем.

Как из прорвавшейся плотины хлынули оценки незаурядного события (как казахстанские, так и зарубежные). Джанибек Сулеев, который в статье на Spik.kz представился «член Союза журналистов СССР», под заголовком «Матаевский инцидент в свете выборов, свободы слова и имиджа Казахстана» он пишет: «Г-н Матаев традиционно выполнял функции модератора между властью и оппозицией. Через него передавались деликатные и щекотливые просьбы, для которых элементарно нет других фигур и каналов. Здесь тоже мы видим проблемы эксцесса исполнителя. Перебит канал, по которому нейтральные и альтернативные мнения получали выход на представителей власти, находящихся у механизма принятия решений. Но это была дорога с двусторонним движением. Теперь у власти тоже нет нормальных путей, по которым можно доносить свою точку зрения и пожелания до СМИ, гражданских активистов, общественных деятелей, оппозиционных политиков. Так сказать, мост сгорел не только для оппонентов, но и для трансляции официальной точки зрения на происходящие события и процессы». Г-н Сулеев не смог найти ни одного аргумента, за который можно было бы зацепиться, чтобы назвать действия бывшей финансовой полиции по делу Матаева адекватными.

Российский Regnum.ru взял комментарий у политолога и элитоведа Данияра Ашимбаева: «Можно сделать вывод, что речь идет о различных трактовках тех или иных норм законодательства. Антикоррупционная служба, как видно, ставит вопрос достаточно широко, но не конкретизируя. Ответное заявление также не содержит полной детализации, и на некоторые вопросы оно не отвечает. Поэтому, я думаю, сейчас надо провести максимально объективное расследование, поскольку фигура Матаева довольно значимая в медийной сфере. Следствие должно донести до общества свое видение по данной ситуации. Надеюсь, что вопрос ограничения свободы в отношении Сейтказы Матаева ставиться не будет. Возможно, это часть некой большой игры, о которой мы не знаем. К тому же очень удивляет то, что история получила такую огласку в первый день предвыборной агитации».

Немецкий ресурс Dw.com сообщает, что задержание Сейтказы Матаева произвело эффект разорвавшейся бомбы. «Пожалуй, впервые в новейшей истории Казахстана все СМИ страны сообщили о принудительном приводе Матаева к следователям антикоррупционного бюро», – отмечает Анатолий Вайскопф. «Мы не даем оценок проводимому следствию и не пытаемся судить об обоснованности обвинений. Однако хотим заявить, что Сейтказы Матаев – известный в Казахстане журналист и общественный деятель, бывший пресс-секретарь Президента Республики Казахстан, человек, обладающий высоким авторитетом и определенной репутацией среди коллег и политиков не только в нашей стране, но и за рубежом. Тяжкие обвинения в его адрес, тем более – предъявленные в период электоральной кампании, могут быть истолкованы как попытки ограничить свободу слова, прекратить деятельность информационного агентства КазТАГ и Национального пресс-клуба», – подчеркивается в заявлении журналистов Казахстана».

Аркадий Дубнов в интервью российскому телеканалу «Дождь» (Tvrain.ru) давление на Сейтказы и Асета Матаевых связал с рейдерскими интересами определенных лиц: «Глупости про коррупцию. Беда в том, что президента Назарбаева те, кто стоит за этим наездом, информировали тенденциозно и неверно. Видимо, есть люди, которые могут к нему зайти и создать впечатление о коррупционной деятельности… Все обвинения Матаева — неправда».

Суть материала Ng.ru за авторством Виктории Панфиловой предельно ясно передает его заголовок «В Казахстане зачищают информационное поле».

Если обратиться к социальным сетям, то там обсуждение давления на Сейтказы Матаева однозначно затмило тему тех же парламентских выборов. Владельцы аккаунтов видят в происходящем запугивание, подавление свободы слова, неумелую и грубую государственную информационную политику, рейдерский разгул. Те, кто за Матаева, численно перекрывают своих оппонентов кратно.

365info.kz в свете происходящего с Матаевым информирует: «По нашим сведениям, в ближайшее время бюро по противодействию коррупции проверит все СМИ, сотрудничавшие с МИА КазТАГ. Это говорит об одном: финпол взялся за Матаевых всерьёз». Вполне возможно, что скоро при приеме на работу журналистов в Казахстане будут спрашивать не только про то, где работал, но и в каких местах лишения свободы сидел.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.