Событие недели. Самолет «Bek Air» приземлился без передних шасси, фэйсбуковские «нарушители» вместо тюремных сроков получили ограничение свободы

«Неформатный подвиг» Дмитрия Родина затрудняет награждение. Серикжану Мамбеталину и Ермеку Нарымбаеву смягчили приговор почти до упора

Летайте самолетами «Bek Air» – они с невыпущенными шасси приземляются безопасно для пассажиров. Вообще-то посадить Fokker-100 в таком состоянии и с такими результатами – это подвиг и пилотов надо награждать. Серикжану Мабеталину и Ермеку Нарымбаеву сроки за их раскаяние в собственной писанине по социальным сетям тюремные сроки заменили на ограничение свободы в 1 и 3 года соответственно. Раскаяние суд посчитал как чистосердечное.

«Командир экипажа Дмитрий Родин ничего героического в своей работе не видит. По словам 53 летнего летчика, такие нештатные ситуации они отрабатывают каждые полгода на тренажерах», – говорится в материале Astanatv.kz. И все-таки одно дело тренажер и оценка, и совсем другое, когда ставкой выступает твоя жизнь, плюс жизни пассажиров и членов экипажа. Одна из 116 пассажиров того рейса Кызылорда – Астана пишет: «Тряска, тряска и остановка! Таких аплодисментов никогда не слышала! Пассажиры хлопали от счастья! Кто-то говорил, что нужно сделать жеті шелпек, кто-то, что сегодня гуляем, кто-то, что у нас второе день рождения». Перефразируя слова из песни Владимира Высоцкого можно сказать, что самолет посадил как собственный зад, слегка покривив отражатель.

век эйр

Zakon.kz акцентируется на первых комментариях после проблемной, но при этом весьма удачной посадки: «Владимир Куропатенко, президент Ассоциации авиаперевозчиков РК: — Он был технически годен и имел сертификат летной годности для выполнения полетов над территорией Казахстана и вне территории Казахстана. Говорить о том, что данный самолет устарел, или старый, еще что-то, нельзя. Я тысячу раз говорю, самолет должен отлетать тот ресурс, который назначен». «Нурлан Жумасултанов, председатель правления авиакомпании «Bek Air»: — Этот самолет пришел только в январе, мы его пригнали в Казахстан. Из Бразилии. Проходил он предпродажное обслуживание, значит, подготовку. Потом мы сюда его, обслуживали и готовили его к сертификации. Ну а так у него наработка ресурсов где-то порядка 34-35 тысяч посадок. А назначено 90 тысяч посадок. То есть, он, грубо говоря, чуть больше одной трети ресурсов всего лишь выработал».

«К наградам представят весь экипаж самолета, предотвративший катастрофу» – сообщает новость Ratel.kz со ссылкой на главу департамента кадровой работы МИР РК Марата Игали. «По поручению министра по инвестициям и развитию РК Асета ИСЕКЕШЕВА департамент кадровой работы готовит представление на награждение государственными наградами экипажа воздушного судна Fokker-100, за проявленное мужество, самоотверженность и профессионализм при аварийной посадке 27 марта 2016 года в аэропорту города Астана». До этого в СМИ сообщалось, что подвиг экипажа самолета не подпадает ни под одну из государственных наград Республики Казахстан, поскольку в их статутах не прописан случай с аварийной посадкой воздушного судна. Видимо, данный юридическо-технический вопрос будет преодолен.

Как всегда, одним из первых мест, куда попало видео аварийной посадки Фоккера, стал Youtube.com. По расписанию самолет должен был приземлиться в Астане в 9.45. Однако из-за нештатной ситуации необходимо было минимизировать риск возгорания. В связи с этим самолет пробыл в воздухе изначально незапланированные 50 минут. За это время службы аэропорта Астаны облили взлетно-посадочную полосу пеной с целью предотвращения возгорания. Дополнительно было подготовлено 7 единиц пожарной техники и 4 машины скорой помощи. Самолет приземлился в 10.36. На борту находилось 116 пассажиров и 5 членов экипажа. Пострадавших нет. Зато счастье на лицах выживших пассажиров просто морем-океаном.

Смягчение приговора Серикжану Мамбеталину и Ермеку Нарымбаеву не обошло стороной даже Kapital.kz, хотя профиль данного ресурса – деловая информация. Дали 1 год ограничения свободы одному и 3 года другому «суд учел признание Серикжаном Мамбеталиным вины и чистосердечное публичное раскаяние, его семейное положение, отсутствие судимости, наличие на иждивении несовершеннолетних детей и престарелых родителей, положительные характеристики, состояние его здоровья. При назначении наказания Ермеку Нарымбаеву апелляционная коллегия приняла во внимание отсутствие отягчающих ответственность и наказание обстоятельств. В качестве смягчающих обстоятельств учтено состояние его здоровья, семейное положение, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка и престарелых родителей, положительные характеристики».

Мамбеталину и Ермеку Нарымбаеву смягчили приговор

Ранее суд первой инстанции (в январе этого года) признал их виновными в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 174 Уголовного кодекса (возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни) и назначил Ермеку Нарымбаеву три года лишения свободы, Серикжану Мамбеталину – два года лишения свободы. Общественные деятели сделали репост в социальной сети отрывка из книги, в тексте которого следствие обнаружило признаки национальной розни и оскорбления казахов.

Azattyq.org уточняет, что помимо ограничения свободы (быть в постели не позже 22 часов, не ходить в увеселительные заведения, не покидать город без разрешения участкового и другое) в силе остался «запрет на общественную деятельность», который нормативными актами никак не регламентируется. «Апелляционная судебная коллегия Алматинского городского суда назначила Мамбеталину наказание в виде одного года ограничения свободы и запрета на общественную деятельность в течение трех лет. Ермеку Нарымбаеву назначено три года ограничения свободы и пять лет запрета на общественную деятельность». В другом материале этого же ресурса сообщается: «Серикжан Мамбеталин сказал после решения суда, что ему запрещено сейчас давать интервью и высказывать свою позицию. – Спасибо всем, кто поддержал нас, спасибо средствам массовой информации, освещавшим наше дело, – поблагодарил Мамбеталин журналистов и активистов»; «Ермек Нарымбаев, встретивший судебное решение с нескрываемой радостью, сообщил, что пока воздержится от комментариев».

Наказание, а затем ослабление судебного приговора в отношении гражданских активистов больше задает новых вопросов, чем отвечает на старые. Вначале общество восприняло арест Мамбеталина и Нарымбаева как зачистку всего, что шагает не в ногу. Потом протесты различных отечественных и международных правозащитных организаций, а следом смягчение приговора. Это уступка общественному давлению или пересмотр государственной политики на информационном поле? Как бы то ни было, а очень хорошо, что анекдотический судебный процесс для его главных фигурантов обошелся малой кровью.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.