Хватит поддерживать олигархов – нужно подумать о простом народе

Идея о том, что пенсионные накопления казахстанцев должны работать на экономику страны, имеет псевдопатриотическую суть. Что важнее – подпитывать финансовую олигархию, единицы сказочно обогатившихся людей, или все-таки обеспечить сохранность накоплений и их адекватную доходность для миллионов казахстанцев, которых и к среднему классу отнести сложно?

Инвестиционная стратегия ЕНПФ, в котором все работающие казахстанцы накапливают средства на старость, требует срочного пересмотра. Решения, которые анонсированы на 2016 год, являются временными и скорее направлены на получение ликвидности от ЕНПФ, чем на улучшение ситуации с доходностью, которая принципиально важна для вкладчиков. Если Нацбанк РК и правительство заинтересованы в улучшении качества жизни населения, то они должны кардинально изменить приоритеты в инвестировании пенсионных активов и наконец подумать о том, какие пенсии получат те казахстанцы, которым был обещан пенсионный рай в 2030-2040 годах.

пенсии в казахстане

Качество управления у частников – лучше

Итак, куда инвестированы пенсионные деньги казахстанцев и какую доходность они приносят? На 1 апреля с.г. доля государственных ценных бумаг в портфеле доминирующая – 45,16%. Средневзвешенная доходность к погашению по ним в портфеле пенсионных активов ЕНПФ составила 12,4% годовых.

На втором месте по объемам инвестиций находятся корпоративные облигации эмитентов РК – 36,55% портфеля. Средневзвешенная доходность к погашению достигает 8,7% годовых.

Третье почетное место занимают депозиты в банках второго уровня – их доля 5,57%. Средневзвешенная доходность к погашению вкладов – 8,9% годовых.

Другие инструменты составляют всего 7,84% пенсионного портфеля: ГЦБ иностранных государств – 0,85% (средневзвешенная доходность 5,2% годовых), облигации международных финансовых организаций – 1,41% (7,3% годовых), корпоративные облигации иностранных эмитентов – 2,78% (7,5% годовых), PPN (структурные ноты) – 0,70%, акции и депозитарные расписки эмитентов РК – 1,85%, акции и депозитарные расписки иностранных эмитентов – 0,25% (доходность по трем последним инструментам в статистике ЕНПФ не приводится). Оставшуюся долю составляют деньги на инвестиционном счете, на выплатных счетах, прочие активы, включая просроченную задолженность, дебиторскую задолженность, провизии.

«Средневзвешенная доходность к погашению долговых финансовых инструментов, находящихся в инвестиционном портфеле ПА ЕНПФ, по состоянию на 1 апреля 2016 года составила 10,5% годовых», – сообщает пресс-служба ЕНПФ. Однако годовая доходность по пенсионным активам вкладчиков ЕНПФ (март 2015 — март 2016) составила 16,9 % при уровне инфляции за тот же период 15,7%.

Превышение над инфляцией несущественное, а если учесть реальную стоимость пенсионных активов, то за счет обесценения инструментов в тенге из-за девальвации национальной валюты, она, безусловно, находится в отрицательной зоне – такая доходность не спасает.

На этом фоне стоило бы сравнить качество управления активами ЕНПФ и активами инвесторов. Нацбанк как управляющий значительно уступает частным компаниям, работающим в Казахстане. Например, наиболее удачными стали вложения казахстанцев в паевые фонды. Так, с 31 марта 2015-го по 31 марта 2016 года фонды принесли большую доходность своим вкладчикам: ПИФ «Разумный баланс» – 30,34%, ПИФ «Асыл-Эксперт» – 51,33%, «Казначейство – 70,78%, а «Фонд еврооблигаций» – 84,32%! Это апофеоз! Понятно, что такая доходность сложилась из-за положительной курсовой разницы, но что мешало Нацбанку, отвечающему за валютно-кредитную политику в стране, вовремя вложить пенсионные активы в валютные инструменты, чтобы избежать девальвационного обесценения, или хотя бы хеджировать риски?!

Преумножая капитал олигархов…

Как видим, в основном средства вкладчиков инвестируются в госбюджет (государство занимает у ЕНПФ в том числе на покрытие дефицита бюджета), а также преимущественно в квазигосударственный и финансовый сектора.

Это прямое подтверждение той доктрины, которая с самого начала пенсионной реформы провозглашала приоритет финансирования казахстанской экономики. Это в целом. Но если вдаваться в детали, то пенсионные деньги до казахстанской экономики не доходят. За счет наших накоплений финансируются преимущественно финансовые олигархи: когда деньги идут на покупку облигаций банков, это не значит, что капитал в конечном итоге будет направлен на кредитование экономических проектов, реального бизнеса, и данные по кредитованию экономики банками подтверждают это: в 2015 году займы юридическим лицам возросли всего на 4,1%. Банкиры заняты скорее решением своих внутренних проблем, чем кредитованием отечественного бизнеса.

Новая стратегия инвестирования пенсионных активов на 2016 год представляет собой лишь повторение артикулированных ранее идей: деньги по-прежнему будут инвестироваться в ГЦБ РК для финансирования дефицита республиканского бюджета, в обусловленные финансовые инструменты банков второго уровня для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, в обусловленные долговые ЦБ субъектов квазигосударственного сектора. То есть, ничего по сути не меняется. Единственное новшество – это покупка иностранной валюты для инвестирования на зарубежных финансовых рынках – на эти цели будет направлено 500 млрд. тенге.

При фактическом отсутствии новых посылов, остается одна надежда: до конца 2016 года должен быть решен вопрос с управлением пенсионных активов ЕНПФ. Как будет выглядеть новая формула счастья для большинства казахстанцев? Ясно лишь, что частные компании, в том числе зарубежные, должны получить доступ к управлению пенсионными деньгами. Но прежде чем будет приняты критерии и параметры управляющих компаний (безусловно, это качество менеджмента и качество управления капиталом), стоило бы отказаться от мифической идеи поддержания отечественной экономики: реальных проектов по финансированию экономики нет, деньги становятся лишь серьезной подпиткой для финансовой олигархии, при этом реальная стоимость накоплений сокращается с каждой девальвацией тенге.

Ура-патриоты могут заблокировать идею передачи управления зарубежным управляющим компаниям. Однако посмотрите на накопительные фонды. Казахстан стоит в одном ряду со странами Латинской Америки, СНГ и некоторыми странами ЕС (Польша, Эстония, Чехия, Венгрия), которые ограничивают инвестиционные инструменты, устанавливают лимиты по инструментам и эмитентам. Страны с признанно сильными пенсионными системами таких искусственных барьеров для себя не создают: их управляющие имеют право вкладываться в любые инструменты, приносящие доход. Именно поэтому большинство пенсионных фондов активно инвестируют в акции (от 40 до 60% портфеля), остальное – в облигации, инструменты денежного рынка и даже в недвижимость и землю. Безусловно, при любых инвестициях используются индексные, а, значит, высоколиквидные бумаги.

Подход в инвестировании пенсионных активов должен стать цивилизованным. Нельзя заставлять вкладываться в бумаги по чьему-либо распоряжению. Нельзя ангажировать пенсионные деньги на псевдопатриотические идеи бесконечно. Любые инвестиции должны быть продиктованы не конъюнктурными соображениями, а исходя исключительно из по-настоящему социальной целесообразности.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.