Stratfor: В Казахстане складывается нестабильная обстановка, Или почему Н.Назарбаев решил приостановить действие ряда норм Земельного кодекса?!

Власти в Казахстане редко поддаются воле народных масс. Но спорные земельные реформы вызвали такие бурные протесты за последние две недели, что в четверг президент Нурсултан Назарбаев был вынужден объявить мораторий на ряд норм Земельного кодекса. Его выступление в этой связи указывает на то, насколько же правительство озабочено сохранением стабильности, тем более что экономическая ситуация продолжает ухудшаться

Издание Stratfor опубликовало статью под названием «In Kazakhstan, Instability Is the Lay of the Land» — «В Казахстане складывается нестабильная обстановка».

В ней говорится так: «Власти в Казахстане редко поддаются воле народных масс. Но спорные земельные реформы вызвали такие бурные протесты за последние две недели, что в четверг президент Нурсултан Назарбаев был вынужден объявить мораторий на ряд норм Земельного кодекса.

земельные протесты в казахстане

Выступление президента Казахстана в этой связи указывает на то, насколько же правительство озабочено сохранением стабильности, тем более что экономическая ситуация продолжает ухудшаться.

Проблема восходит корнями к 2014 году, когда правительство начало пересматривать свой Земельный кодекс с тем, чтобы узаконить, помимо прочего, передачу земли иностранцам в аренду на срок до 25 лет. (В частности, в нем указывается, что иностранцы не могут в открытую покупать землю).

Правительство, следуя такому плану, намеревалось, начиная с 1 июля 2016 года, выставлять на аукцион порядка 1,7 миллиона гектаров земли, в основном сельскохозяйственных угодий, с целью компенсирования потерь, понесенных вследствие низких цен на нефть и замедления экономики, которые уже настроили общественные массы против властей.

Хотя работа над этим планом велась в течение двух лет, слухи о том, что правительство будет продавать землю китайским инвесторам, начали циркулировать в социальных сетях только в последнее время.

Это вызывает особую обеспокоенность казахских граждан, которые, обоснованно или нет, испытывают опасения в отношении китайцев вследствие многолетней советской пропаганды.

Расширение экономических связей между Казахстаном и Китаем несколько рассеяло такие страхи, но экономические трудности, с которыми Казахстан сталкивается в последнее время, вновь вывели их на первый план. Многим представляется, что один Китай располагает финансовыми средствами для вкладывания в дальнейшем в экономику их страны.

Казахские граждане могут терпеть экономическую интеграцию с Китаем, но только до тех пор, пока такая интеграция не означает широкомасштабной передачи земельных участков китайцам в собственность.

Какова геополитическая повестка дня?

В большинстве центрально-азиатских стран протестные выступления бывают довольно редко постольку, поскольку власти жестко контролируют государственные, независимые и социальные средства массовой информации. Но превратная информация о новых законодательных нормах, предупреждающая о надвигающемся китайском вторжении, распространилась по всему Казахстану с беспрецедентной в этой большой стране скоростью. Несмотря на усилия Астаны по разъяснению действий этого закона, 24 апреля в каспийском портовом городе Атырау десятки казахов вышли на демонстрацию. В течение недели вслед за этим протесты набирали силу и распространились еще на полдюжины городов: в северо-западном городе Актобе и восточном городе Семей демонстрации собрали, по неофициальным сообщениям, 2 тысячи участников. К концу недели осмелели демонстранты в Алматы, врывавшиеся в Национальный пресс-клуб страны с целью поговорить с журналистами.

Хотя официальная Астана направляла полицию к собиравшимся с целью выражения протеста людям при каждом из указанных случаев, власти не стали учинять расправу над демонстрантами по истечении почти недельного срока после начала таких выступлений.

Причина такой нерешительности связана с отмеченными в 2011 году последними крупными казахстанскими протестами. Тогда нефтяники в Жанаозене проводили манифестации против увольнений и сокращения заработной платы. Когда официальная Астана попыталась подавить эти протесты, они расширились, вобрав в себя еще больше участников, и переросли в массовые беспорядки. Это событие получило известность как «Жанаозенская резня», и ответные действия властей вызвали волну критики со стороны международного сообщества.

Однако, несмотря на несклонность Астаны к вмешательству, протесты, и спустя почти две недели, не проявляют никаких признаков затухания. Действительно, в преддверии назначенного на 21 мая окончательного чтения новых законодательных норм планируется проведение демонстраций по всей стране. Более того, другие недовольные слои населения присоединяются к противостоянию властям, в частности работники энергетической отрасли в Актобе и Атырау. Так же, как это было в 2011 году, рабочие возмущены урезанием зарплаты и разговорами о сокращении штатов. И ходят слухи, что шахтеры в южном Казахстане также могут оказать им поддержку.

Теперь власти должны сделать выбор: стоит ли пойти на риск и допустить еще одну «резню», или лучше отказаться от своих планов по восстановлению экономики. Объявляя мораторий на ряд норм Земельного кодекса в ходе своего выступления, показанного по государственному телевидению, Назарбаев недовольно говорил о непонимании народа, возлагая вину на правительственных технократов, которые не смогли должным образом разъяснить законодательство. И все же даже это признание отражает беспокойство казахстанского руководства по поводу волнений в стране».

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.