Доллар – в отставку! Начнем ли мы торговать со странами-партнерами за тенге?

Третий в двусторонних торговых отношениях – лишний. Казахстан и страны-партнеры по ЕАЭС будут стремиться избавиться от доллара и евро – посредников в платежах. Но то, как быстро пойдет процесс, во многом зависит от готовности и смелости стран, претендующих на повышение статуса своей валюты

Отмотаем новостные ленты назад. С нынешними технологиями это сделать легко. Тогда, 6 лет назад, Россия и Китай начали расчеты в национальных валютах. Первая операция выглядела так: была проведена безналичная конвертация рубля и юаня с применением «прямого» курса.

отказ от доллара

В этом событии, несмотря на то, что действительно такие операции помогают снизить валютные риски, многие увидели нечто большее. «Конечно, и для России, и для Китая и вообще для всех это огромный шаг вперед на пути отказа от доллара», – это лишь одно мнение из тысячи, опубликованных на многочисленных интернет-форумах. «Прорыв, конечно, есть. Но курс надо устанавливать не по отношению к практически ничем необеспеченному доллару, а по отношению к золоту или платине. Это будет возврат к реальной экономике и выход из виртуальной», – тут же присутствуют и рациональные предложения.

Теперь вернемся к сегодняшнему дню. Министр Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по основным направлениям интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая на днях высказалась о том, что в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), куда входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия, необходимо расширять торговлю в национальных валютах стран-участниц.

Вспомнить о валютных свопах

«Не просто надо устанавливать цены, а необходимо реально переходить на оплату в национальных валютах», – заявила Татьяна Валовая в беседе с армянскими журналистами в Москве, отвечая на вопрос о том, как отнеслись в ЕАЭС к предложению премьер-министра Армении Овика Абрамяна об оплате за энергоносители в национальной валюте.

Она сообщила, что по итогам заседаний межправительственного совета ЕАЭС уже готовятся предложения относительно их реализации. И один из пунктов, по ее словам, «расширение использования национальных валют».

В принципе, это то, что нужно было сделать сразу после появления национальных валют в постсоветских странах: договориться и осуществлять все двусторонние торговые операции в национальной валюте. Однако во взаиморасчетах тогда появилась третья валюта – доллар, со временем он укрепился в своем положении как бенчмарк. Для американской банковской системы, да и для американской экономики в целом это был невероятной щедрости подарок – ведь чем больше стран вводит в систему расчетов американский доллар, тем все больше операций проходят через американские банки.

Теперь, наконец, пришло понимание, что третий в двухсторонней торговле лишний. Ведь можно довольно просто организовать взаимную торговлю, используя валютные свопы. У Китая уже накоплен положительный опыт в этом направлении. После валютного кризиса 1998 года страны-члены АСЕАН в 2001 году подписали «Чиангмайскую инициативу», которая и подразумевала запуск юаня как средства расчета.

Любой финансист подтвердит, что валютные свопы для взаиморасчетов использовать сверхудобно: центральные банки открывают позиции, а экспортеры и импортеры могут пользоваться для расчетов нужной валютой. Такая система финансово эффективна: для расчетов не нужно специально приобретать доллар, а затем, после сделки, продавать его.

Исключить посредника

Посмотрим, какое положение со взаиморасчетами между странами было в рамках ЕврАзЭС – все-таки это наш исторический опыт. Валютная структура платежей на протяжении последних нескольких лет оставалась стабильной: России удалось закрепить на первом месте свой рубль, который активно использовался в двусторонних расчетах России с другими странами. оссии удалось закрепить на первом месте свой рубль

Его удельный вес в сумме направленных и полученных платежей увеличился за пять лет (2010-2014 годы) с 77,6% до 81,5%, а по объему – с 56% до 67,1%.

Второй по значимости валютой в расчетах государств-участников ЕврАзЭС являлся доллар США. При этом доля доллара в валютной структуре платежей в последние годы сокращалась – относительно 2010 года на 4,8 и 8,5% соответственно. Вместе с тем, доллар оставался доминирующей валютой при оплате товаров и услуг между государствами-участниками ЕврАзЭС, исключая Россию.

В 2014 году Казахстан вел торговые операции с Россией, рассчитываясь преимущественно в рублях (по объему – 56,4%) и долларах (37,7%), тенге при этом в валютной структуре занимал всего лишь 2%. Валютный расклад платежей между Беларусью и Казахстаном вообще разочаровывает: на первом месте стоит доллар, затем российский рубль и евро – национальные валюты в этом спектакле не играют даже второстепенных ролей.

Аналитики отмечают, что перекос в двусторонних расчетах – это плоды многочисленных проблем в экономиках стран, начиная от высокого уровня долларизации, соответственно, низкого спроса на национальные валюты, и заканчивая различной степенью развития инфраструктуры валютных рынков.

Однако отношение к вопросу меняется. Так, уже в договоре об ЕАЭС предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение проведения взаимных расчетов в национальных валютах. В нем прописаны: создание условий для обеспечения прямых взаимных котировок национальных валют; недопущение множественности официальных обменных курсов, препятствующих взаимной торговле; развитие торгов нацвалютами на организованных рынках и, наконец, формирование интегрированного валютного рынка.

Понятно, что перейти завтра же на расчет исключительно в национальных валютах страны ЕАЭС не смогут, но нужно двигаться в этом направлении, настраивать валютную инфраструктуру, увеличивать доверие к своим национальным валютам. Пример России показывает, что и национальные валюты других стран также могут занять достойное место во внешнеторговых расчетах. Ничего сложного в этом нет. Вопрос чисто технический.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.