Одна декларация. Почему парламент не хочет отчитаться перед народом?

Введение всеобщего декларирования доходов и имущества в сроки, определенные законом, – дело чести для Министерства финансов в частности и для правительства в целом. Если страна намерена объявить новый этап борьбы с коррупцией, сделать доходы служителей государственного и квазигосударственного аппарата прозрачными, то не следует делать шаг назад. Более того, нужно пойти дальше, и сделать обязательным всеобщее декларирование расходов

Совершен мимишный депутатский наскок на предстоящее всеобщее декларирование доходов. Казалось бы, уже давно пора ввести финансовый отчет всего населения Казахстана, даже акцию легализации ради этого, если помните, объявили, чтобы «нужные» люди могли обелить свои активы, и чтобы другие не имели претензий относительно богатства, которое нажила правящая элита. Все логично. И тут – алогичное предложение отдельно взятого депутата.

«Необходимо перенести срок первого этапа внедрения всеобщей декларации доходов и расходов с 2017 года на 2022 год, а второй этап с 2020 года на 2025 год. То есть до полного обеспечения сельских населенных пунктов интернет-связью», — заявил депутат мажилиса Нуртай Сабильянов.

Народному избраннику стало жаль простой народ, который проживает в глубинке, если не сказать, в глухомани, где нет интернета и, автоматически, нет возможности сдавать декларацию дистанционно. Сочувствует он и работникам Казпочты, которые в этом случае будут завалены корреспонденцией, ведь многие жители не поедут в налоговую за 100-500 км – предпочтут отправлять свои декларации по почте. Как Кассандра, депутат Сабильянов предвидит и аврал в налоговых службах: количество населения – большое, штат налоговой службы ограничен.

декларация доходов

«Для функционирования единой базы сведения с бумажных деклараций переносятся в программу налоговой службы. И должна разработана быть электронная форма, соответственно требуется дополнительная работа. Если работник налоговой службы при переносе допустит ошибку, кто будет отвечать за это? Это тоже не предусмотрено, это тоже мы должны рассмотреть», — полагает мажилисмен.

Когда парламент занимается законотворчеством, он практически не задумывается о том, будет тот или иной закон работать. И данный случай – не исключение. Куда лучше было бы подумать раньше, что стране даст всеобщее декларирование доходов вообще.

Государственные служащие, депутаты, работники национальных компаний, судьи, бюджетники и пр., — эти категории граждан безусловно должны быть открыты и подотчетны обществу, потому что, во-первых, они получают зарплаты из государственного бюджета или используют государственные ресурсы в коммерческих целях (квазигосударственный сектор), во-вторых, именно в этих государственных структурах самый высокий потенциал совершения коррупционных правонарушений – об этом свидетельствуют коррупционные скандалы последних лет. Когда молодые и не имевшие бизнес-опыта (по крайней мере, официально) чиновники, восходившие по служебной лестнице в регионах, попадаются на взятках и без труда выплачивают многомиллионные штрафы в пользу государства за свою провинность (рекорд за экс-руководителем АРЕМ, который заплатил в 2015 году в порядке наказания 1,1 млрд. тенге), это является косвенным подтверждением того, что правящая элита живет не по средствам. Как ее контролировать? Правильно – с помощью деклараций о доходах.

Но надо ли подвергать контролю все население Казахстана? Вряд ли декларирование доходов беднейшей в Казахстане прослойкой принесет какой-либо экономический эффект: снять с нее в виде дополнительных налогов все равно нечего. Несмотря на то, что ВВП на душу населения в целом неплох (правда, с $14 310 в 2013 году он упал в 2014-м до $13 155, а в 2015-м – до $10 508), — это уровень экономического развития страны. А вот уровень жизни в Казахстане, увы, невысок. Все социальные индикаторы, которые характеризуют уровень бедности, занижены: в частности, величина прожиточного минимума ($88,61 в 2015 году), доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума (2,7%). Среднедушевые номинальные доходы населения составляют всего $302,7. А разрыв между богатыми и бедными вообще не подсчитывается официально – о том, что нужно сокращать его, поговорили в правительстве в 2013 году, пообещали провести эту работу и благополучно забыли.

Конечно, налоговая служба питает иллюзии относительно того, что ей удастся повысить, с помощью деклараций, налоговые поступления в бюджет: она считает, до 50% доходов физических лиц в Казахстане не облагаются налогами. Но искать в глухих аулах «налоговую базу» бессмысленно: не облагается налогами теневая часть экономики, которая сосредоточена в основном в Астане и Алматы. А потому нужно начинать с контроля за доходами именно здесь, и в первую очередь улучшать администрирование доходов лиц, работающих в государственном и квазигосударственных секторах. Причем, мониторингу должны подвергаться не только доходы и имеющееся имущество (как планируется), но и расходы, которые несут декларанты – пока об этом вообще нет речи.

Министерство финансов РК, в ответ на предложение депутата о переносе сроков подачи декларации о доходах, сообщило, что оно в принципе готово к внедрению декларирования.

Почему же, в таком случае, так беспокоятся парламентарии? После того, как система декларирования начнет действовать, неизменно встанут два вопроса. О необходимости внедрения декларации о расходах и открытия содержания деклараций госслужащих и пр. – они должны стать публичными (во всех развитых странах, на опыт которых мы так любим ссылаться декларации правящей элиты публикуются в Интернете). Вот к этому наш парламент пока и не готов.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.