Алматы. 18 июля. КазТАГ — Сергей Зелепухин. Внешнеторговый оборот Казахстана продолжает находиться в затяжном пике. Показатели казахстанского экспорта и импорта стабильно демонстрируют снижение, причем продолжается это на протяжении уже более двух лет и, к сожалению, предпосылок для изменения ситуации к лучшему пока куда меньше, чем причин для дальнейшего падения.
От спада к спаду
Последние выкладки статистического комитета министерства национальной экономики не радуют. В частности, согласно данным статкома, в январе-мае этого года внешнеторговый оборот Казахстана в денежном выражении продолжал демонстрировать падение, обвалившись за это время на 29,9% — до $23 млрд по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Причем падение экспорта в относительных цифрах превзошло снижение импорта на 4,8% — 31,8% против 27%. На остроту нынешнего внешнеторгового кризиса указывает то, что он стал самым продолжительным и глубоким с начала 2000-х, поскольку спад внешней торговли Казахстана идет уже третий год подряд. В 2014-м по сравнению с 2013-м этот показатель обвалился на 10,5% — с $133,5 млрд до $119,5 млрд.
В 2015-м ситуация продолжала только ухудшаться. Обвал внешнеторгового оборота за этот год по сравнению с 2014-м оказался одним из самых сильных с начала этого века — 37,1%. В результате объемы внешней торговли сократились сразу на $43,6 млрд — с $119,5 млрд до $75,9 млрд. Нетрудно подсчитать, что только за 2014-2015 годы объемы внешнеторговых операций Казахстана «сдулись» на впечатляющие $57,6 млрд, или почти в 2 раза!
Символично, что на начало этого года внешнеторговый оборот республики оказался сопоставим в абсолютных цифрах с этим показателем кризисного 2009-го. По данным Нацбанка, тогда он составил $72,8 млрд, обвалившись на $37,5 млрд со $110,3 млрд в 2008 году.
Однако самое тревожное заключается в непрекращающемся падении внешней торговли, которая сжимается подобно шагреневой коже, несмотря на то, что начиная с 2014 года по двадцатые числа января 2016-го в Казахстане произведено фактически 4 обвальные девальвации. А как известно, их успешность с точки зрения макроэкономики измеряется, в том числе, позитивным влиянием на внешнюю торговлю в пользу экспорта.
Но если в результате последних трех обвалов тенге падение вывоза казахстанской продукции за первые 5 месяцев этого года превышает снижение импорта, то вполне обоснованны большие сомнения в их успешности.
Торговый баланс тает на глазах
Более того, то, что в эффективности проведенных девальваций есть повод сомневаться, указывает и продолжающееся снижение положительного сальдо внешней торговли. И, пожалуй, единственная хорошая новость заключается только в том, что в первые 5 месяцев 2016-го оно оставалось по-прежнему в плюсе, составив $4,5 млрд при экспорте на сумму $13,75 млрд против импорта на сумму $9,25 млрд.
Однако профицит баланса внешнеторгового оборота за последние 2 года бил рекорд за рекордом по глубине падения. Судите сами. Согласно информации Национального банка, в I квартале 2014-го этот показатель достигал $14,3 млрд, в I квартале 2015-го уже более чем в 3 раза меньше — $4,2 млрд, а в I квартале 2016-го – всего $2,7 млрд, то есть почти в 5,5 раза меньше, чем в первые 3 месяца позапрошлого года!
Аналогичная картина складывается и по другим кварталам 2014-2015 годов. По II кварталу этого года официальных данных по балансу внешней торговли пока нет.
Не лучше выглядит ситуация из квартала в квартал. Во II квартале позапрошлого года торговый баланс составил $8,4 млрд против $14,3 млрд в I квартале, в III квартале еще меньше — $7,8 млрд, и в IV — уже $6,1 млрд. В 2015 году негативная тенденция только усилилась: во II квартале баланс внешней торговли упал до $3,4 млрд против $4,2 млрд в I квартале, в III уже было $2,8 млрд, а в IV и вовсе $2,2 млрд — один из минимальных квартальных показателей за все 2000-е!
В результате положительный баланс внешней торговли Казахстана сократился с $36,7 млрд в 2014-м до $12,6 млрд в 2015-м, или почти на 66%!
В качестве весьма скромного позитива следует отметить, что по итогам I квартала этого года профицит внешнеторгового оборота, хотя и незначительно, но все же вырос с многолетних минимумов IV квартала 2015-го до $2,7 млрд. Но это также стало одним из самых низких значений за все первые кварталы с начала этого века.
Патологическая недееспособность
Поэтому если в эффективности проведенных девальваций, начиная с 2014-го по двадцатые числа января 2016-го, есть все основания сомневаться, то, скажем прямо, столь ужасающие показатели внешней торговли Казахстана говорят еще как минимум о двух вещах. Во-первых, они указывают на то, что девальвационные риски никуда не делись, а лишь уменьшились после проведенных девальваций.
Во-вторых, ситуация во внешнеторговом обороте наглядно показывает, почему номинально нацвалюта в этот период обвалилась, в частности, к доллару более чем на 100%, показав всю слабость и неконкурентоспособность казахстанской экономики.
А все потому, что кроме сырьевых ресурсов на экспорт Казахстан за все 25 лет независимости не смог предложить ровным счетом ничего того, что было бы востребовано на внешних рынках. И это несмотря на все многомиллиардные вливания, бесчисленные инициативы, обещания и госпрограммы чиновников, на словах направленные на диверсификацию экономики и структурные реформы, на повышение ее экспортного потенциала и на снижение ее зависимости от сырья, а на деле, как правило, заканчивающиеся провалом.
Из всего этого напрашивается вполне очевидный вывод, что столь глубокий кризис внешней торговли Казахстана — это не только результат неблагоприятной внешней экономической конъюнктуры, а, в первую очередь, следствие патологической недееспособности действующих властей наладить производство и экспорт чего-либо пользующегося спросом на внешних рынках помимо сырья.
Худшее еще впереди?
Поэтому приходится в очередной раз сделать другой вывод – до тех пор, пока цены на нефть и на другое сырье будут находиться на относительно низких уровнях, ждать улучшения экономической ситуации в Казахстане и, в частности, позитивных сдвигов во внешней торговле не приходится.
Напротив, в случае реализации хотя бы одного из постоянно усиливающихся глобальных рисков, без сомнений мировую экономику, а вместе с ней и Казахстан ждут куда худшие времена, чем в период Великой рецессии 2009-го и чем в последние 2,5 года.
Причем все эти риски хорошо известны: это и продолжающееся вздувание пузырей на фондовых рынках, это и непрекращающийся рост государственных и корпоративных долгов по всему миру на фоне низкого глобального экономического роста, это и возобновившееся увеличение переизбытка на нефтяном рынке, это и растущие проблемы ряда крупных банков в Европе. И, наконец, потенциальная угроза развала ЕС, особенно усилившаяся после голосования на референдуме большинства британцев за выход Соединенного королевства из Европейского союза.
Остается надеяться, что каким-то чудесным образом миру и Казахстану удастся «проскочить» эти риски. Хотя с каждым месяцем надежды на это становятся все меньше, поскольку дисбалансы, вызвавшие финансовый кризис 6 лет назад, были лишь заретушированы с помощью триллионных вливаний денежной массы в финансовую систему центральными банками развитых стран, проводивших начиная с 2008 года не просто мягкую, а ультрамягкую денежно-кредитную политику.
Но в результате сама проблема не была решена. Напротив, запуск на полную катушку печатных станков монетарными властями развитых государств привел за эти годы не к кардинальному улучшению экономической ситуации, а к усилению прежних и, более того, к возникновению новых дисбалансов между мировой экономикой и финансовыми рынками. И теперь уже не важно, какой из них может стать спусковым крючком для новых потрясений, поскольку реализация хотя бы одного из названных глобальных рисков еще больше увеличит вероятность реализации всех остальных.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.