Nikkei Asian Review: Узбекская политическая драма может потрясти Казахстан и других его соседей по Центральной Азии

Нарастает беспокойство относительно того, что вакуум власти в Узбекистане может трансформироваться в политическую нестабильность в Центральной Азии, подрывая безопасность в регионе, находящемся под угрозой нападения исламистских боевиков

Издание Nikkei Asian Review опубликовало статью Такаюки Танаки под названием «Uzbek political drama could shake Central Asia» — «Узбекская политическая драма может потрясти Центральную Азию».

В ней говорится так: «Нарастает беспокойство относительно того, что вакуум власти в Узбекистане может трансформироваться в политическую нестабильность в Центральной Азии, подрывая безопасность в регионе, находящемся под угрозой нападения исламистских боевиков.

Ислам Каримов

«Президент Ислам Каримов госпитализирован», — заявило в воскресенье правительство Узбекистана. Авторитарный лидер, который управлял страной в течение 26 лет, как сообщается, перенес инсульт. Многие считают, что 78-летний Ислам Каримов уже больше не вернется к работе, 

Премьер-министр Шавкат Мирзиёев, занимающий эту должность с 2003 года, рассматривается в качестве наиболее вероятного преемника Каримова. Но отсутствие четких планов по передаче власти может дестабилизировать ситуацию в стране.

Уже появляются сообщения о том, что Рустам Азимов, курирующий экономику заместитель премьер-министра, помещен под домашний арест. Азимов рассматривается как один из альтернативных кандидатов на пост лидера.

Политический хаос в Узбекистане может оказать воздействие на ситуацию во всем регионе и за его пределами. Страна, расположенная между Россией и Китаем,  является крупнейшим по численности населения государством в Центральной Азии. Около 90 процентов его граждан, численность которых составляет примерно 30 миллионов, исповедует ислам, и исламские экстремистские группировки пытались распространить – к примеру, через границу со стороны Афганистана — свое влияние там. Но Каримов железной рукой расправился с этими группировками.

Если политическая нестабильность создаст для таких международных террористических организаций, как Аль-Каида и Исламское Государство, возможность проникнуть в Узбекистан, отголоски такого поворота событий достигнут прилегающих районов. В том числе — Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, где уже и без того отмечается высокий уровень напряженности в отношениях между мусульманами и этническими китайцами.

Смена руководства в Узбекистане может также привести к отходу от равноудаленной дипломатической линии Каримова во внешней политике. Новому лидеру для управления страной, по-видимому, понадобится поддержка со стороны российского президента Владимира Путина, поскольку Россия оказывает сильное влияние на экономику и систему обеспечения национальной безопасности Узбекистана.

«Влияние Москвы значительно усилится в будущем», — заявил Аркадий Дубнов, известный российский эксперт по Центральной Азии.

Затеваемый по инициативе Китая проект «Один Пояс, Один Путь» по строительству современной версии Шелкового пути также может быть затронут. Китайская Народная Республика вложила значительные средства в инфраструктурные проекты в Узбекистане, стране, наделенной такими  природными ресурсами, как золото и уран.

Неизбежная смена власти в Узбекистане может вызвать конкуренцию между Пекином и Москвой за влияние в Центральной Азии».

Вышеизложенную информацию можно дополнить такими сведениями. В нынешней ситуации положение Узбекистана осложняется еще следующим объективным обстоятельством. В целом, экономика страны в ее нынешнем виде сформировалась на основе такой реальности, какая существовала в советское время. Сейчас же сложилась иная ситуация. Из СНГ, как в свое время И.Каримов совершенно откровенно заявлял, ничего предметного не получилось. Так что бывшее прежде полноценным единое экономическое пространство все больше и больше утрачивает свою роль. Каждая из постсоветских стран пошла по своему пути. И в этих условиях наиболее тяжелом положении оказался Узбекистан. Дело в том, что он является одним из всего двух государств в мире,  у которых даже все окружающие соседи не имеют выхода к морю. В мире есть сейчас около 200 государств. Не имеющих доступа к морю среди них порядка двадцати. Из этих двух десятков два государства не имеют выхода к мировому океану даже через соседние страны.

Мало того, Узбекистан — единственное достаточно крупное государство в мире, которое пребывает в таком наихудшем геоэкономическом (географическо-экономическом) положении. Он находится между Сциллой и Харибдой. То есть ему и так, и сяк плохо. Сцилла – это давление внешнего окружения, обусловленное самым невыгодным географическим положением, а Харибда – многочисленное и продолжающее быстро расти население. Теперь, при новой реальности из этого положения для Узбекистана нет иного выхода, если только он не сумеет найти прямой выход или к Китаю, или, на худой конец, к Ирану. То есть – к так называемому международному рынку или к нормальным, достаточно устойчивым и серьезным экономикам. Что в связи с такой ситуацией может предпринять Узбекистан в дальнейшем — остается гадать.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.