Мао Цзэдун: воспоминания о будущем

9 сентября 1976 года умер великий и ужасный председатель Мао. Внимательное изучение биографии самого знаменитого китайца XX века наполняет сердце зарубежного читателя тревожными предчувствиями

Большинство из нас ничего не понимает про китайцев. Почему народ, который сегодня строит лучшие в мире железные дороги и супер-города, с муравьиным упорством и какой-то инопланетной точностью воплощает в жизнь сложнейшие экономические программы – ещё полвека назад поражал мир непредсказуемой глупостью? Зачем китайцы убивали палками своих университетских профессоров и варили в самодельных домнах на огороде миллионы тонн никуда не годной стали?

Многие хунвэйбины и домашние сталевары ещё живы. Это бабушки и дедушки нынешних молодых успешных китайцев. Они окружены почётом.

Мао Цзэдун

А ведь была ещё всекитайская охота на воробьёв. Были полувоенные сельские коммуны – гораздо круче сталинских колхозов. Вслед за коммунами был ужасающий голод, который охватил всю страну и унёс по разным оценкам от 15 до 30 миллионов жизней. В мирное время. Не в XVII веке, и даже не в страшные для всех нас 1930-е, а в начале 1960-х.

Человека, который всё это устроил, звали Мао Цзэдун. Его имя окружено в Китае глубоким уважением. Поскольку Мао устроил и многое другое. Принёс китайскому народу независимость и вернул веру в свои силы. Вообще, биография Мао Цзэдуна, особенно такая добросовестная и взвешенная, какую написал Александр Вадимович Панцов, российский и американский историк, эксперт по Китаю в третьем поколении (дед Панцова – автор самого первого биографического очерка о Мао Цзэдуне) – очень полезное чтение. Мне, например, эта книга помогла хоть что-то понять в загадочной китайской истории.

Великий вождь великого народа родился в 1893 году в крестьянской семье на юге страны. Он с детства отличался высоким для китайца ростом (вымахал до 177 см) и верой в свою исключительность. В юности Мао совсем не интересовался девушками, а только учился, учился и учился. Ему было 25 лет, когда в России случилась революция. Она произвела огромное впечатление на будущего лидера нации. Китай в то время обижали все, кто хотел. Но китайцы всегда знали про себя, что они самые лучшие. Исключительные. Знали, что плохое время кончится и придёт хорошее. Так уже не раз было в истории этого удивительного народа.

Молодой честолюбец с головой окунулся в политику. Довольно быстро выяснилось, что кроме понтов этот парень обладает железной волей, умеет вести за собой людей, а главное – он понимает китайскую душу до самой её трагической и безжалостной глубины.

Тактика и стратегия Мао Цзэдуна в политике, а потом и на войне была следующей: «враг наступает – мы отступаем. Враг остановился – мы начинаем его донимать. Враг устал – мы наступаем». За долгие годы национально-освободительной борьбы хитрый, гибкий и целеустремлённый Мао Цзэдун постепенно вышел на первое место в китайском революционном движении. Не буду пересказывать подробности. Дело не в них. Дело в том, что в 1948 году со своими проверенными соратниками он победил в гражданской войне и пришёл к власти. Вслед за этим сразу же провёл в стране аграрную реформу – раздал помещичьи земли беднякам. Крестьяне (а это девять десятых китайского населения) и так-то уважали Мао Цзэдуна, героя войны с японскими захватчиками, а тут полюбили его всем сердцем. При активной помощи СССР Китай в начале 1950-х приступил к выполнению крупных индустриальных проектов. Успешно проводились в жизнь социальные программы, шла борьба с неграмотностью, строились новые дороги, школы, больницы и современное по тем временам жильё.

Мао Цзэдун

А главное, в стране царил всеобщий подъём. Кончаются времена уныния, упадка и национального унижения! Китай опять начинает медленный и мощный разгон, далеко не первый в трёхтысячелетней истории государства.

Мао Цзэдун много лет учился у русских. Просил у них помощи и получал эту помощь. Он очень уважал и боялся Сталина. Но в 1953 году Сталин умер. Хрущёв провёл XX съезд КПСС. Разоблачил культ личности вождя. Шумно и некрасиво. Мао какое-то время приглядывался к новому советскому лидеру. Потом пришёл к выводу, что Хрущёв дурак. К тому же слабый.

Китайцы на самом деле очень ценят силу. Тонко чувствуют её наличие и отсутствие. После позорного и гадкого двадцатого съезда советской компартии вождь КНР решил, что теперь он сам будет главным человеком в мировом коммунистическом движении. А потом — главным человеком в мире.

Один из наиболее ярких фактов биографии Мао – его выступление на совещании лидеров коммунистических и рабочих партий в Москве осенью 1957 года. Китайский вождь стал неожиданно для всех говорить о том, что не надо бояться атомной войны. Да, в ней погибнут сотни миллионов людей. Может быть, даже половина человечества сгорит в ядерном пожаре. Ну и что с того? Ведь население Китая и других развивающихся стран огромно. Гибель половины обитателей Земли всего лишь ускорит приход коммунизма. А население постепенно восстановится.

Ошарашенные коммунистические лидеры молчали. Потом генеральный секретарь итальянской компартии, великий Пальмиро Тольятти, в прежние времена прочитавший Мао Цзэдуну немало нравоучений насчёт того, как надо и как не надо строить социализм — спросил: а сколько в результате этой войны на земле останется итальянцев?

Нисколько, ответил Мао. Но почему вы думаете, что итальянцы так уж важны для человечества?

Говорят, Мао всего лишь троллил своих товарищей по борьбе за светлое будущее народов Земли. Припомнил те унижения, которые перенёс, пока ходил в учениках. Но вряд ли это был только троллинг.

Затем Мао Цзэдун вернулся домой и начал организовывать в Китае «Большой скачок». Собирался устроить невиданный подъём сельского хозяйства и промышленности, догнать и перегнать весь мир по темпам и объёмам экономического роста. Чтобы обойти Англию по количеству выплавленной стали, китайцы принялись строить металлургические домны из подручных средств по всей стране, в том числе в маленьких деревушках – и наплавили горы никому не нужной дряни. Перевели сельское хозяйство на полувоенный режим. Это закончилось массовым голодом и миллионами трупов. Затем в Китае принялись кошмарить интеллигенцию, тех умников, которые спорили с Великим Мао или просто не выказывали ему должного уважения.

Что это было? Китайцы сошли с ума? Во главе с Мао Цзэдуном?

В школе и в университете нам рассказывали про «великий скачок» примерно в этом духе. Дескать, Мао зазнался и «потерял берега». А китайцы просто сильно его боялись. Но из сегодняшнего времени всё выглядит гораздо более интересно. Может, Мао Цзэдун, тонко понимавший ход времён и китайскую душу — увидел, что наступает золотая пора для развития страны, Великая Китайская Пруха — но чуть ошибся в расчётах?

Поспешил на пять минут в масштабах тысячелетней китайской истории.

Ну, и немножко промахнулся с мотивацией. Энтузиазм и революционное насилие показали свою жестокую эффективность в СССР 1930-х, но через тридцать лет требовались уже другие стимулы. Кроме того, у Мао не было таких высококлассных инженеров, как у Сталина. Не было железных наркомов, которые не боялись докладывать вождю правду о положении на местах. Отсюда дурацкие домны.

В общем, первая в двадцатом веке попытка штурмовать небо китайцам не удалась. Но спустя всего лишь три года после смерти Мао Китай снова начал мощный разгон, в этот раз осторожный, постепенный и хорошо продуманный во всех деталях. На сегодня большинство экономических рубежей, которые Мао Цзэдун наметил в 1958 году, уже взяты. Произошло это примерно в те сроки, какие обозначил покойный китайский лидер. Начиная «скачок», Мао рассчитывал вывести Китай на первое место в мире по объёмам ВВП через 50 лет. Но это в самых смелых и даже отчаянных планах. А в средневзвешенных планах — через 100. И вот прошло 58 лет. Задача практически решена.

Мао Цзэдун

Чего нам дальше ожидать от китайцев? После того, как они выйдут на первое место в мире по всем показателям? Я не знаю. В биографии Мао Цзэдуна об этом ничего не написано.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.