Правители и олигархи. Правители и нищета. Зачем под руку попал Сагинтаев?

Смена хозяина кабинета в правительстве – дежурное мероприятие. Власть, как и прежде, будет обслуживать интересы олигархов, а не простого народа

В правительстве – новый дежурный, Бакытжан Сагинтаев. Считается, что он сделал головокружительную карьеру, об этом говорят и пишут все. Хотя он начал с преподавательской деятельности в ведущих вузах страны, а затем некоторое время пробовал себя в бизнесе. Во власть пришел 18 лет назад, на пост заместителя акима родной Жамбылской области, и только после этого началось его восхождение на политический олимп. Путь был отнюдь не тернист – ему легко покорялись ответственные государственные должности. И вот он стал хозяином главного кабинета в правительстве.

В Казахстане, как и в других странах, любое назначение в высших эшелонах власти политологи интерпретируют с точки зрения предстоящих в государстве перемен. На этот раз они пытаются угадать, во имя каких целей Карим Масимов назначен председателем КНБ (по мнению экспертов, это одна из самых высших должностей в государстве), и чего ожидать от правительства, теперь возглавляемого его сподвижником. Помнится, когда в апреле 2011 года Карим Масимов во второй раз занял кресло премьер-министра, некоторые эксперты просчитывали глубокий смысл реинкарнации. Так, политолог Досым Сатпаев смело предполагал, что, возможно, в стране начнутся конституционные изменения и, в конце концов, «будет создана президентско-парламентская республика, (…), в которой Карим Масимов обязательно найдет свое место». Как видим, ничего подобного, в смысле конституционных изменений, не произошло. Можно сколь угодно выдавать желаемое или ожидаемое за действительное, но в Казахстане свои реалии.

Новые перестановки в высшей власти страны, возможно, что-то могли бы и предвещать (и политологи и эксперты разных мастей встретили эту новость во всеоружии, делая любопытные умозаключения), но на расширенном заседании правительства, которое, на момент проведения мероприятия находилось в отставке, главой государства были поставлены лишь привычные текущие задачи. И, кстати, было объявлено, что грандиозных пертурбаций в министерствах не будет.

Выходит, что особенного значения перестановкам придавать не следует. Так, один дежурный по правительству сдал вахту другому…

Масимов и Сагинтаев

Почему для Масимова один пакет, а для Сагинтаева – другой?

Говорят, всегда запоминается последняя фраза. Это психологический феномен. Карим Масимов, активизировавшийся в последнее время в различных социальных сетях, запомнится многим именно своими неприкрытыми PR-акциями, направленными на улучшение своего имиджа. Он бегал в разных носках, совершался свои пробежки даже в заграничных командировках, катался на велосипеде по скоростной трассе (за это нарушение ПДД, по требованию общественности, ему якобы пришлось уплатить штраф). Настроенный на спортивные тренировки, явно похудевший, он вызывал не только симпатии соотечественников, далеких от политической жизни, но и многочисленные догадки, зачем это ему нужно…

Во всяком случае, неожиданная открытость премьера не только не навредила представителю закрытой в целом власти, но и была, возможно, одним из условий попадания в первую политическую обойму. Это теперь мы понимаем, что его действия не расходились с принципами власть предержащих, но и были, как это называется, в мейнстриме.

Уже через считанные минуты после назначения на пост главы КНБ статья в Википедии обновилась, и Карим Масимов получил главное социальное назначение 13-м председателем КНБ. А Бакытжан Сагинтаев, через сутки – 10-м, юбилейным, премьер-министром Казахстана.

Правда, в той же Википедии на момент написания этой статьи подобного Масимову почитания не наблюдалось – до сих пор значится, что он – лишь исполняющий обязанности премьер-министра.

Казалось бы, пиарщики нанимаются за госсчет. Тогда почему они у Масимова более шустрые, чем у Сагинтаева? Портал www.pm.kz, позиционировавшийся как сайт премьер-министра Казахстана, мгновенно прекратил свое существование: для публики остается только www.primeminister.kz. Почему для Масимова один пакет, а для Сагинтаева – другой?

ЛПД – вместо КПД

Тем временем Сагинтаеву выдаются авансы, а Масимов пожинает плоды своего нелегкого труда – как же, он самый заслуженный премьер, дольше всех находился на этом посту. От президента страны последний получил похвалу, что все поставленные задачи выполнены. Эксперты наперебой называют его умелым управленцем. Но ситуация в экономике далека от желаемой – мы явно находимся в кризисе: экономический рост в 2016-м почти неосязаемый – всего 0,3% за 8 месяцев.

Впрочем, в бытность премьером РК Масимов совершил ряд подвигов, заслуживающих занесения их в анналы отечественной истории. В свой первый срок (с января 2007-года по 24 сентября 2012 года) он запомнился, пожалуй, лишь тем, что настоял на том, чтобы управляющему персоналу госкомпаний и госбанков платили заработную плату, которая не превышает его собственное жалование. Помнится, тогда речь шла о 700 тыс. тенге. Да, и именно в его же первый срок была проведена первая девальвация тенге, которая впоследствии стала действенным инструментом для поддержания экономики. Стечение обстоятельств или нет, но именно в бытность премьером Масимова казахстанская экономика не показывала никаких чудес роста. Напротив, ВВП страны уменьшался, и довольно значительно. В 2009-м и в 2015-м ВВП достигал лишь 1,2%.

Второй срок Масимова отмечен более грандиозными начинаниями: легализация, приватизация, опять же – девальвация (ЛПД).

Легализация капитала позволяет вывести на свет божий все те суммы, которые наворованы, благодаря коррупционным схемам или с помощью оптимизации налогов. Причем, если изначально требовалась уплата 10% с суммы легализованных средств, то через некоторое время данная норма была отменена, и легализовать можно без каких-либо налоговых, уголовных и пр. последствий. Чего только не сделаешь для денег имущих!

Приватизация государственных компаний, невероятно расплодившихся в том числе и при Кариме Масимове, призвана, с одной стороны, отлучить от госбюджета присосавшихся пиявок, с другой — принести в казну дополнительные средства. Приватизация идет лихо, и не надо дополнительных вливаний на информационную политику, продолжительных сроков для подготовки документов. Казалось бы, можно радоваться. Однако здесь две крайности: одни объекты уходят, как правило, истинным собственникам, которые сумели поставить этот бизнес с помощью государственных средств (это, как правило, родственники чинуш до седьмого колена), а другие объекты, совсем неликвидные, но когда-то щедро спонсируемые из бюджета, придется ликвидировать. Госсобственность вообще оказалась тяжелой ношей – мало того, что триллионы тенге были направлены на создание этого ныне приватизационного парка, так еще никто и не осмеливается разгрести авгиевы конюшни. Поэтому вопрос, насколько эффективными были государственные ассигнования, в правительстве, властвующей партии и пр. структурах, старательно замалчивают.

Девальвация стала коронным номером правительства Масимова. Он выполнял этот трюк виртуозно. Когда стратегические программы по диверсификации экономики и индустриального развития потерпели фиаско, остается только одно решение сделать так, чтобы и бюджет был цел, и олигархи сыты. Искусственное и одномоментное обесценивание национальной валюты (несмотря на обещания, да что уж об этом циничном обмане напоминать?) способно сотворить настоящее экономическое чудо. Ну и что, что миллионы и без того небогатых граждан вмиг лишаются своих накоплений, а десятки и десятки тысяч из низшей прослойки общества (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, дети, оставшиеся без кормильцев и пр.) становятся еще беднее: государственные пособия «людям из трущоб» не растут такими же темпами, как взлетают цены на продукты первой необходимости?

Блеск всегда приятнее?

Казалось, последний вояж Масимова, который он совершал по стране с июня«Почти 35 часов полета, 28 тысяч километров, 40 городов и сёл, 158 предприятий и объектов, встреч и совещаний» (из Твиттера экс-премьера), должен был открыть его глаза на жизнь, которой живут не в престижных столичных кварталах, а в глубинке, в отдаленных аулах, где нет ни телефонной связи, ни интернета, ни каких-либо более поздних признаков цивилизации. Где живут так, как жили наши прадеды: натуральное хозяйство, семейные узы, знахарство, надежда на Всевышнего… Масимов, как и подобает, увидел другое: сияние намытых улиц, новые производства, вдохновленные коллективы. На фоне блеска нищета не смотрится!

Никаких сомнений нет, что линия отношения власти к народу и к стране сколь-нибудь изменится с назначением нового премьер-министра. Эта парадигма задана много-много лет назад и остается стабильной. Власти куда более приятно обслуживать интересы олигархов, чем простого народа.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.