83 голоса голосами не считаются
На днях Жанар Джандосова, директор Центра исследований Сандж, била во все колокола: «Я хочу задать вопрос Кайрату Мами, председателю Верховного суда. Он будет отвечать на вопросы, которые наберут наибольшее количество голосов. Всех, кого волнует судьба Макса Бокаева и Талгата Аяна, осужденных за якобы разжигание социальной розни, прошу проголосовать. До конца голосования осталось несколько часов».
О персонажах, честное слово, кто такие и что натворили, не гуглила – не знаю. Простительно, думаю, далеко не все в теме.
Каюсь, что не лайкнула. Даже просто из уважения лично к Жанар Джандосовой. А причина – это ступор, полнейшее непонимание, почему известный портал, который поднаторел в проведении интернет-конференций с избранными персонами, решил поступить вот таким образом: уважаемый Кайрат Мами ответит только на 50 вопросов, которые наберут большее количество голосов. Остальные обращенцы – извините уж.
Тема большинства и меньшинства – очень даже философская. Самые выдающиеся мыслители всегда задавались вопросом, почему большинство должно одерживать верх, если именно меньшинство в любом обществе является наиболее умной и сознательной прослойкой? Еще Иоганн Гете говорит о том, что нет ничего отвратительнее большинства. А тут сайт, ставший по воле случая площадкой для общения с наиглавнейшим судьей страны, решил ввести рейтинги там, где они не только не требуются, но и противопоказаны.
Часто ли Кайрат Мами общается с народом? Хорошо ли отвечает ведомство на многочисленные запросы граждан? Не отделывается ли отписками Верховный суд? Почему решено ответить лишь на 50 вопросов? А что если большая часть, говоря словами Тита Ливия, победила лучшую?..
Представляю, сколько времени на повышение в рейтинге своего вопроса потратила Жанар. Она буквально в режиме онлайн просила, умоляла, модерировала, информировала. Итог – 83 голоса. Голосование закончилось. Вопрос не вошел в число самых популярных. И на него Кайрат Мами не ответит. Занавес.
О жанрах общения
Телефонные конференции почти ушли в прошлое. Некоторые печатные СМИ еще практикуют (изредка, и единицы) оффлайн-общение с представителями власти, общественными объединениями и пр. Формат самый демократичный. Читатели звонят по телефону и тут же получают ответы на свои вопросы. Если вопросы требуют проверки, решения проблем, содержат критику, то читатели получают обещание обязательно разобраться. И спикеры к моменту подготовки публикации в газете получают исчерпывающие ответы.
Лично я очень часто работала в этом жанре, потому что есть обратная связь, и именно это было ценно.
Теперь все по-другому. Электронные СМИ (информационные, аналитические и др. порталы) имеют возможность проведения онлайн-конференций – технологии позволяют. Возможности для журналистов по созданию уникального контента расширились, что не может не радовать. Однако поменялись условия. Для журналистских коллективов это хорошо – можно зарабатывать: онлайн-конференции сплошь платные.
Как правило, на такие мероприятия подписываются руководители государственных органов (реже – коммерческих банков, финансовых организаций и пр,, которым нужно донести свои рекламные идеи, продвинуть конкретные продукты). Схема проста: почти у каждой государственной структуры есть бюджет для PR-продвижения, она проводит тендер для проведения интернет-конференции, старательно прописывая техническую спецификацию, ориентированную исключительно на тот или иной ресурс – другой, который не соответствует небольшим нюансам, просто не пройдет. И – вуаля, PR почти получен, государственные деньги успешно освоены. Галочки, где надо, проставлены.
Вместо послесловия
Одновременно, на другом сайте, проходила еще одна интернет-конференция – председателя Нацбанка РК Данияра Акишева. Там новомодного голосования, как будто это какое-то Евровидение, не было. Два часа отвечал глава Нацбанка на вопросы. Общее их количество никто не считал – но, похоже, более 300. Естественно, физически ответить всем спикер не успел – ответы на оставшиеся вопросы будут опубликованы, как обещает портал, до 23 сентября.
Вот такие два разных подхода к прессе.
С народом заигрывать не надо. Люди воспринимают это как шанс быть услышанным. Чиновник – шанс пропиариться, стать хоть чуточку медийной персоной. А удовлетворять запросы общества не всегда хочется. Даже если у тебя в зарплатной ведомости ежемесячно 1,1 млн. тенге, как у Кайрата Мами.
Мышление разное. «Пусть бы отработал свою нескромную зарплату!», – полагает народ. «Мое время слишком дорого стоит», – наверное, уверен Мами.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.