Straits Times: Поездка на казахском экспрессе, набирающем скорость

Сможет ли Казахстан достичь того же самого, чего добился Сингапур, используя для этого поезда и железные дороги вместо портов и контейнерных судов?

Сингапурская газета Straits Times опубликовала статью Хана Фука Кванга под названием «On board the Kazakh express as it picks up speed» — «Поездка на казахском экспрессе, набирающем скорость».

В предисловии к ней говорится так: «Инициатива Китая под названием «Один Пояс, Один Путь» открывает новые возможности для его соседа Казахстана».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Если бы география представляла собой судьбу, могло бы складываться впечатление, что Казахстан обречен к изоляции, пребыванию в стороне от современного взаимосвязанного мира.

Таковой в действительности и была реальность для этой не имеющей выхода к морю континентально-замкнутой страны на протяжении большей части XX века.

Но судьба имеет странное свойство переворачивать устоявшиеся представления, в особенности тогда, когда вы находитесь под боком у преуспевающего Китая.

Для Казахстана такой час настал в то время, когда президент Китая Си Цзиньпин объявил масштабную инициативу «Один Пояс, Один Путь» с целью восстановления древнего Шелкового пути и продвижения торгово-инвестиционного сотрудничества между Востоком и Западом.

Шелковый путь

Казахи неожиданным для себя образом обнаружили фигурирование своей страны в центре трансконтинентального плана для связывания мировой фабрики с богатыми рынками Западной Европы.

Представьте себе сонную рыбацкую деревушку Сингапур в XIX веке, которая вдруг обнаруживает то, что она представляет интерес для Британской империи с крупнейшим в мире торговым флотом.

Сможет ли Казахстан достичь того же самого, чего добился Сингапур, используя для этого поезда и железные дороги вместо портов и контейнерных судов?».

Китай стремится восстановить легендарный Шелковый путь — следовавший по Азии и Европе торговый маршрут, который запомнился как одно из величайших коммерческих достижений предыдущего тысячелетия или предыдущих двух тысячелетий. Причем можно – с учетом того, что речь идет о колоссальном, охватывающем, так или иначе, свыше 6-и десятков стран проекте историко-цивилизационной важности, — сказать, что переход от слов к делу осуществляется в просто-таки стремительном темпе. Китайский лидер Си Цзиньпин впервые представил свою инициативу по прокладке Экономического пояса Шелкового пути 7 сентября 2013 года при своем выступлении в университете Назарбаева в Астане, где он тогда находился с официальным визитом. В скором же времени она стала приобретать конкретные очертания в виде все новых и новых планов и мероприятий, направленных на ее осуществление. Сейчас эта инициатива чаще всего называется Шелковый путь 2.0, и теперь уже ее реализация быстро набирает темпы.

Казахстан, чья ориентирующаяся главным образом на экспорт сырья экономика практически исчерпала возможности экстенсивного развития, более чем доволен тем, что перед ней вроде как открываются прежде нежданно-негаданные, а посему теперь совершенно новые головокружительные перспективы. Западные СМИ вновь и вновь обращают внимание на то, в какое же большое возбуждение приходит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев относительно возможности «нового, высокоскоростного комбинированного транспортного маршрута», который соединит «не только Китай и Казахстан, но и также Россию и Европу, и даст доступ к странам Центральной Азии». Издание Business Insider называет это «еще одним признаком того, что экономический центр мира смещается к востоку».

Издание News on Sunday опубликовало материал Алауддина Масуда под названием «Reviving an old route» — «Возрождение старого маршрута» на эту же тему.

В предисловии к нему говорится так: «Ожидается, что CPEC (China – Pakistan Economic Corridor — Китайско-пакистанский экономический коридор), хотя его основными бенефициариями являются Пакистан и Китай, преобразует коммуникационный, экономический и культурный ландшафт в регионе и за его пределами».

Далее уже в самом материале излагается следующее: «Китай, подстегиваемый желанием возродить древний Шелковый путь и сформировать экономически рентабельные, более оперативно функционирующие транспортные связи с внешним миром для экспортирования своих товаров, установил железнодорожное сообщение с Афганистаном, Ираном, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Россией, Испанией и Германией.

Первый грузовой поезд из восточно-китайского города Иу прибыл в город Хайратон на севере Афганистана, проследовав через Казахстан и Узбекистан, в начале сентября этого года.

Железнодорожному составу, перевозившему такие грузы на общую сумму свыше $4 миллионов, как ткани, одежда и строительные материалы, потребовалось всего две недели для того, чтобы проехать до Хайратана из Иу, откуда он вышел 28 августа 2016 года. Сухопутная дорога в один конец составляет 7 500 километров, и проезд по ней отнимает два раза меньше времени, чем следование по морскому пути. В китайском городе Иу располагается крупнейший в мире рынок мелких товаров.

По сообщению газеты China Daily, железнодорожный состав, проехавший по маршруту Иу-Хайратон, является пятым грузовым поездом из Китая, проследовавшим из города Иу в Европу или Азию.

Уже действующие грузовые железнодорожные маршруты связывают Иу со многими странами, в числе которых можно назвать Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Россию и Испанию».

Город Иу с населением, составляющим свыше 1,7 миллионов человек, находится в восточной части китайской провинции Чжэцзян. Всего два десятилетия тому назад это был небольшой, по китайским меркам, город с численностью населения около 600 тысяч человек. За прошедшие двадцать лет он сделался динамично развивающимся центром международной средней и мелкооптовой торговли. Сейчас там находится крупнейший в мире оптовый рынок товаров народного потребления Футянь.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.