Всех ожидает смерть, но не старость

В Казахстане на здравоохранение тратится 3,7-3,8% ВВП, что в деньгах в 9 раз меньше на душу населения, чем в среднем в странах ОЭСР

«Сначала нужно поднять уровень доходов населения, а потом переходить на ОСМС (обязательное социальное медицинское страхование). Нельзя ставить телегу впереди лошади», – подчеркнул Булат Султанов, директор Института международного и регионального сотрудничества (ИМиРС) при Казахстанско-немецком университете. Прозвучало это в ходе международной научно-практической конференции «Здоровье и медицинские услуги в государствах Евразии: качество, доступность, перспективы», которую Фонд Розы Люксембург проводил совместно с ИМиРС.

Мадина Нургалиева«Четкая корреляция: чем меньше денег у человека, тем труднодоступнее для него медицина», – отметила Мадина Нургалиева, руководитель представительства КИСИ в г. Алматы. Она поделилась результатами социологического исследования «Доступность и качество медицинских услуг в Казахстане» (проводилось в апреле-мае текущего года, выборка 1600 респондентов по всей Республике Казахстан). А поводом к данному исследовательскому проекту, в свою очередь, послужил один из результатов прошлогоднего социологического замера, который показал: «Разницу в получении медицинских услуг казахстанцы переживают наиболее болезненно».

Соотношение посещения частных и государственных медицинских учреждений в Казахстане 1 к 5, но и в государственных клиниках все больше услуг становятся платными. Г-жа Нургалиева сообщила, что 2/3 респондентов платят за свое лечение (лабораторные анализы, консультации, диагностика на сложном оборудовании). «Каждый второй посещает того или иного врача по рекомендации друзей и знакомых», – одна из местных особенностей. Опрошенные отмечают дороговизну витаминов и спортивного досуга. «Четкая региональная разбалансировка», – указала докладчица в свете разреза по областям. Самые высокие оценки у качества здравоохранения в Мангистауской области, а самые низкие у Акмолинской.

«Здоровье человека на 80% зависит от его образа жизни и на 20% от системы здравоохранения, – сослался Булат Султанов на один из тезисов исследования. – В ФРГ – да». Потом он акцентировал внимание на том, что в Германии, где сфера здравоохранения дает 4 млн рабочих мест при населении 82 млн человек, бедным считается гражданин с доходом 780 евро в месяц (менее 76% среднемесячного дохода). Тогда как в Казахстане минимальный размер заработной платы 24459 тенге (64 евро), зато штраф за нарушение правил дорожного движения запросто может достигать 20 тыс. тенге. Из всего этого г-н Султанов сделал вывод, что для РК германская модель ОСМС не подходит из-за бедности населения: «Это неудачное копирование западной модели без учета нашей специфики. Наши проблемы и проблемы в развитых странах кардинально отличаются. Наши проблемы они давно преодолели».

Булат Султанов

«По Кыргызстану очень противоречивая картина, – констатировал Сергей Масаулов, директор Центра перспективных исследований (Бишкек). – Невероятными темпами развилась частная медицина, много клиник. Качество государственной медицины плохое». «За годы независимости не построено ни одного нового государственного медицинского учреждения», – привел он пример состояния государственного здравоохранения. Коррупция и плохая бюрократия – хронические проблемы. «Попытки обратиться в Министерство здравоохранения не приводят ни к каким результатам, не можем получить никакой информации», – указал эксперт.

Из положительных моментов г-н Масаулов отметил то, что квалифицированные медики из Кыргызстана востребованы на рынке той же Германии, где их привлекают для платных консультаций. Сеть из 3 центров и 119 отделений экстренной медицинской помощи хорошо себя показала во время второго государственного переворота 2010 года. Правда, там была нехватка лекарств для столь большого потока раненых, но здесь активно помогали горожане с помощью Интернета.

«Наше население за годы независимости практически удвоилось. Произошло снижение смертности, инфицированности ВИЧ, вирусным гепатитом А, В, С», – сообщил Сайфулло Сафаров, первый замдиректора Центра стратегических исследований при президенте Республики Таджикистан. Вместе с тем, число больничных коек на душу населения сокращается и в перспективе уменьшится еще на 40%. Динамика финансирования сектора здравоохранения хоть и положительная, но выросла всего до 1,9% ВВП (было 1,7%). Казахстан на этом фоне со своими 3,7-3,8% ВВП смотрится весьма солидно, хотя по деньгам на душу населения это в 9 раз меньше, чем в среднем по странам ОЭСР.

«Служба охраны материнства и детства Беларуси – одна из лучших в мире, на уровне высокоразвитых государств», – акцентировал Сергей Жартун, руководитель отделения посольства Беларуси в Казахстане в Алматы. «Система здравоохранения осталась государственной, – подчеркнул дипломат. – На негосударственный сектор приходится только 7% медицинских услуг». В стране действуют нормативы обеспечения врачами, лекарствами, деньгами, медицинским автотранспортом. Проводится информатизация отрасли (технология «электронный рецепт»), амбулаторные вещи осуществляются по принципу «одно окно».

Один из новых белорусских приоритетов – это снижение заболеваний социально значимыми инфекционными заболеваниями. Ожидаемая средняя продолжительность жизни к 2020 году – 75 лет.

здравоохранение казахстана

Среди участников научно-практической конференции были представители российского региона Республика Башкортостан. Ирина Фролова, Башкирская академия государственной службы и управления, сообщила, что в 2015 году регион направил на здравоохранение 53 млрд рублей или 26,7% своего бюджета. На 4 млн жителей Башкирии приходится 87 тысяч медицинских работников. Реализуются республиканские программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» (для отдаленных районов). В данном субъекте Российской Федерации основная причина смертности сердечно-сосудистые заболевания (хотя их удельный вес снижается), а на втором месте онкология (здесь процент смертности увеличивается). Г-жа Фролова сфокусировала внимание на том, что у людей должна быть ценность сохранить свое здоровье, тогда и высокотехнологичное медицинское оборудование станет работать в формате синергии. Ну а в целом по Башкортостану износ эксплуатируемого медицинского оборудования составляет 60%.

В ходе дискуссии много раз прозвучал тезис о том, что «качество медицинской помощи зависит от уровня экономического развития страны». Мол, нужно развивать экономику – следом подтянется медицина. Против этого возразил Манат Сейдуманов, главный врач городской клинической больницы №4 г. Алматы. «Модель кубинского здравоохранения одна из лучших в мире, хотя страна и бедная», – обратил внимание специалист. Сам он выступил с докладом «Инновационный проект реорганизации медицинской клиники».

Манат Сейдуманов

ГКБ №4 введена в строй в 2012 году в рамках государственной программы «100 школ, 100 больниц». Она изначально была спроектирована под мультидисциплинарный осмотр и бригадное ведение пациентов, из-за чего там принципиально иная планировка приемного покоя. То есть травматолог, терапевт, хирург, уролог, пульманолог и другие специалисты встречают доставляемых машинами «скорой помощи» (40 штук обслуживают больницу) на входной группе. В это время родственники и сопровождающие больных следят за действиями врачей через стеклянную стену в зоне комфорта (сидячие места, телевизор, информация на стендах). Пациентоориентированность, информатизация, дистанционный контроль и все прочее направлено на «изменение сознания врачей». «Увеличение пропускной способности со 170-180 до 250 пациентов», – привел один из итогов инновационных подходов г-н Сейдуманов.

Выступление Маната Сейдуманова довольно сильно всколыхнуло конференцию на предмет оптимизма. Получается, что определенное чудо возможно и в имеющихся условиях, только для его достижения нужно прикладывать интеллект и энергию, стоически решать административные и прочие вопросы.

Наталья ТукалевскаяКак бы то ни было, но в ходе мероприятия больше говорили о проблемах, чем о достижениях. К примеру, сахарный диабет, признанный ВОЗ в 1990 году «неинфекционной эпидемией мира», с 2000-го года рассматривается уже как пандемия. На текущий момент в мире диагностировано 422 млн больных диабетом. Если при 1-ом типе диабета вопрос стоит инсулин или смерть (такой человек без инсулина может прожить 5-6 дней), то со 2-ым типом диабета люди порой живут по 8-10 лет без диагноза. «Вовремя выявленный диабет лечить в 12 раз дешевле, чем запущенный», – указала Наталья Тукалевская, исполнительный директор ОФ «Диабетического просвещения». Сама она 35 лет живет на инсулине.

Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник КИСИ, в своем докладе «Активное долголетие как ответ социальным конструктам старости», обратил внимание на тот факт, что сахарный диабет находится на первых позициях среди 10-ти главных болезней старшего возраста. По международной классификации люди от 60 до 74-х лет считаются пожилыми, от 75 до 90 старыми, а свыше 90 – долгожители. При этом государства с одной стороны увеличивают пенсионный возраст, а с другой фактически поощряют дискриминацию по возрасту (особенно при приеме на работу), которая тоже является искусственным социальным конструктом вроде «старые отнимают ресурсы у молодых», «старым ничего не нужно», «старость не радость».

Люди старшего возраста больше зависят от качества системы здравоохранения. «В республике отсутствует концепция качества жизни пожилых казахстанцев», – акцентировал г-н Булуктаев. Одновременно с этим удельный вес людей старшего возраста увеличивается как в мире, так и в Казахстане, который относится к группе стран с ускоренными темпами старения населения. В Узбекистане данный темп средний, в Туркменистане – низкий. Ну а в таком государстве как Дания через 20 лет ожидают четырехкратного увеличения числа жителей старше 80-ти лет. «Проблему престарелых нужно решать сегодня, иначе завтра она порешит нас», – сделал вывод докладчик.

Владимир Фоменко«На здравоохранение 3,7 – 3,8% ВВП – это абсолютный позор. Об этом все кричат, кроме тех, кто принимает решения», – заявил Владимир Фоменко, руководитель филиала Фонда Розы Люксембург в РФ.

Марат Каирленов, редактор журнала «Улагатты Медицина», предложил составлять рейтинг медучреждений на основе опроса клиентов (прозвон). Для начала по четырем параметрам: качество лечения, риски (внутрибольничные заражения), стоимость лечения и удовлетворенность пациентов. «Чтобы врачам/больницам было выгодно лечить», – объяснил он стратегический замысел рейтинга.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.