Алматы. 12 октября. КазТАГ — Новость о начале добычи нефти на месторождении Кашаган важна не только для Казахстана, как владельца месторождения, но и для Азербайджана, через территорию которого транспортируется до 4 млн тонн казахстанской нефти в год, пишет информационно-аналитический и мониторинговый портал Haqqin.az.
«В связи с предстоящим нефтяным событием мирового уровня нашу страну, в первую очередь, интересует, какой дополнительный объем транзита нефти из Казахстана предполагается, и способны ли будут наши транспортные ресурсы пропустить его», — говорится в статье.
Буквально накануне появления первой кашаганской нефти никто ничего, кроме двух-трех весьма предварительных цифр, об этих грандиозных залежах не знает, пишет автор статьи. «Во всяком случае, попытки haqqin.az хоть что-то узнать из первых, казахстанских, уст успехом не увенчались», — говорится в сообщении.
Так, в АО «Казахский институт нефти и газа» узнав, что речь пойдет о Кашагане, начинали как-то странно запинаться и уверять, что об этом знают в совсем другом отделе. Все «другие» подразделения главного нефтяного института страны отвечали так же, и только в одном решились сказать: «О Кашагане вам никто ничего не скажет». За прошедшее десятилетия по разным причинам срок начала добычи нефти на новом казахстанском месторождении переносили несколько раз: с 2005 на 2008 год, затем на 2011-й, далее — на 2013-й и теперь, наконец, на октябрь 2016 года.
«Вполне вероятно, что время от времени озвучиваемые препятствия у казахстанских нефтяников действительно имеются, но после столь длительного торможения и упорного молчания почему-то невольно возникают подозрения, что той самой заявленной «большой нефти» вовсе и нет, что все это просто большой блеф. Настораживает, к примеру, что с 2000 года, то есть со времени обнаружения месторождения, его запасы, заявленные, неуклонно растут — с 1,5 млрд вначале до аж 10,5 млрд тонн спустя 15 лет», — отмечается в статье.
Казахстанский эксперт Дастан Ельдесов в беседе с Haqqin.az заявил, что в Кашагане нет разрекламированной большой нефти, и все участники консорциума North Caspian Operating Company (NCOC) это знают, однако игра продолжается. Тем временем проект все больше втягивает Казахстан в кризис. По одним данным, в «Кашаган» уже вложено более $50 млрд, по другим — общий объем инвестиций достиг $116 млрд.
Как отмечается в публикации, некоторое время назад консорциум заверял, что для завершения проекта нужно вложить $136 млрд, а теперь исполнительный директор Shell Upstream International Энди Браун говорит уже о $160-200 млрд.
У эксперта нет сомнений, что большой нефти в казахстанском секторе Каспия нет. У Казахстана нефть есть на суше, и оттуда иностранные компании не бегут.
«Для Казахстана же этот проект однозначно катастрофически убыточен — у национальной компании КМГ уже сейчас огромные долги», — отмечается в статье.
Развязка кашаганской эпопеи должна наступить 26 октября этого года. Очередной перенос начала добычи поставит, скорее, не точку, а запятую в мифе о Кашагане. Это не значит, что проект закроют, просто сказку о неуловимом (так с казахского переводится слово «кашаган»), точнее, неуловимой нефти будут рассказывать еще лет двадцать, отмечается в статье.