В Центральной Азии ждут социальных бунтов и войн из-за воды

Алматы. 12 октября. КазТАГ – Центральная Азия находится на грани энергетического коллапса, публикует eadaily.com репортаж журналиста британской BBC.

Как сообщает BBC, из-за рухнувшей советской системы обмена водой и топливом регион оказался на грани социального взрыва. Кыргызстану и Таджикистану не хватает электроэнергии для отопления, а Казахстану и Узбекистану — воды для полива. Поэтому вопрос социального взрыва — вопрос времени, заявили британской телерадиокомпании эксперты.

«В Таджикистане и Кыргызстане берут начало главные реки региона — Сырдарья и Амударья. Кроме того, страны богаты водой в горных ледниках. От подачи воды из этих стран зависят аграрные Казахстан, Узбекистан и Туркмения, которые, кроме рек, соединены с двумя странами множеством искусственных каналов», — отмечается в тексте.

При этом противоречие всегда состояло в том, что Таджикистан и Кыргызстан накапливают воду в водохранилищах и готовы масштабно сбрасывать ее в регион зимой, когда их гидроэлектростанции вырабатывают электроэнергию для отопления. Другим странам она нужна летом, чтобы орошать поля. В системе СССР баланс установила Москва: тогда вода поступала равномерно в течение года, а дефицит электроэнергии в Таджикистане и Кыргызстане погашался за счет поставок топлива и электроэнергии из Туркмении, Узбекистана и Казахстана.

Обретение независимости государствами Центральной Азии в 1991 году привело к тому, что отработанная система обмена рухнула и страны начали использовать энергоресурсы в собственных интересах. В частности, в 2009 году Узбекистан, самый крупный в регионе производитель электроэнергии, вышел из системы обмена и отключила соседей от своих электролиний. Для Таджикистана и Кыргызстана это аукнулось серьезным дефицитом электроэнергии, тогда как для аграрных Казахстана и Узбекистана разрыв системы обмена закончился нехваткой воды и падением урожаев.

По словам российского политолога Андрея Казанцева, «эта ситуация уже сейчас не решаемая, потому что это энергетическая безопасность вышележащих стран против продовольственной безопасности нижележащих».

«Либо одни замерзнут зимой, либо другие будут сидеть без еды целый год», — подчеркнул он.

«Самый оптимистичный сценарий — все останется, как есть. Самый пессимистичный — это будет полная катастрофа с образованием сети несостоявшихся государств, эффект домино — падающий Афганистан толкнет Кыргызстан и Таджикистан, дальше они толкнут соседние страны и дальше неизвестно вообще, кто сможет расхлебать эту ситуацию», — добавил российский эксперт.

По утверждению ВВС, сейчас ситуацию в странах Центральной Азии катализирует рост населения, цен, коррупция и недовольство молодых людей, которые присоединяются к экстремистским группировкам. Одним из вариантов выхода из энергокризиса для горных стран — это строительство гидроэлектростанций (ГЭС). В Таджикистане, например, планируют возвести Рогунскую ГЭС. Ее строительство позволит стране стать крупнейшим производителем электроэнергии в регионе, однако инвесторов, готовых вложить $ 5 млрд, нет. Зато есть неприкрытые угрозы Узбекистана.

«Что тогда завтра будет с теми, кто живет ниже по стоку реки? Сколько воды мы будем получать завтра, когда на пути рек встанут эти преграды? Это кровное, судьбоносное для нас дело! Все может усугубиться настолько, что это может вызвать не просто серьезное противостояние, но даже войны», — заявил еще в 2012 году президент Узбекистана Ислам Каримов.

Выход же из сложившейся ситуации опрошенные политологи видят в региональной кооперации. Впрочем, как делает вывод ВВС, кооперация стран Центральной Азии вряд ли произойдет в ближайшем будущем: слишком напряженные отношения между республиками.