Молодеет лицо салафизма

Краткий экскурс в проблему распространения салафизма показывает, что в ряде стран мира он запрещен в судебном порядке, в других же странах принимаются программы по противодействию его идеологии. Новый ракурс проблемы: лицо салафизма с каждым годом молодеет.

Ареал распространения салафизма расширяется с каждым годом. И наиболее уязвимым социальным слоем становится молодежь, подверженная этой идеологии в силу отсутствия жизненного опыта и образования.

Для распространения своей идеологии в молодежной среде салафиты призывают на учебу в зарубежные исламские учебные центры, занимаются распространением в социальных сетях соответствующих информационных материалов.

Сегодня в социальных сетях разворачивается вербовочная работа, в первую очередь среди молодежи. Ее особенностью является использование религиозного фактора и формирования отношений по принципу «духовный лидер – последователь».

В результате массированной психологической атаки молодые люди уходят из домов, бросая родителей и семьи, отказываются соблюдать традиции и обычаи своего народа, законодательные акты своей страны лишь для того, чтобы «служить» религии в своем специфическом понимании.

К примеру, в Испанию непрерывно прибывают проповедники и «учёные салафиты» из Иордании, Египта, Кувейта, Саудовской Аравии и Бельгии.

Их миссия – вербовка новых адептов. Для этого они практикуют выступления перед новообращёнными и последователями. Проповеди лидеров салафитских группировок пользуются большим спросом, так на их выступления собираются до 2-3 тысяч молящихся.  

По мнению экспертов, такие собрания, в совокупности с харизматичным проповедником, молодостью прихожан, большинство из которых – молодые мусульмане из бедных семей иммигрантов, живущие среди относительно благополучного христианского коренного населения, являются «эффективным инструментов радикализации».

Изучение вопроса показало, что салафизм вошёл в Испанию через север – Каталонию, где самое большое число мечетей последователей салафизма – радикально настроенных групп, нетерпимых к другим верующим мусульманам. 

О присутствии в Австрии последователей салафитского течения впервые было заявлено в 2013 г., когда в австрийской газете «Die Presse» была опубликована статья о салафитских мечетях г.Вены. В ней идет речь о том, что в данных мечетях ведется сбор финансовых средств в помощь джихадистам, сражающимся в Сирии.

В материале указывается, что часть прихожан этих мечетей тесно связана с исламистскими кругами Боснии и Герцеговины, а финансирование мечетей осуществляется рядом стран Ближнего Востока.

В свою очередь, Берлинское отделение Федерального ведомства защиты Конституции опубликовало анализ текущего состояния салафитской общины в столице Германии.

По данным организации BfV, салафиты в Германии – это сеть примерно из 100 ячеек (группировок) численностью от 10 до 80 членов каждая, состоящая из мужчин и женщин.

Во главе ячейки стоит лидер, пользующийся авторитетом у остальных её членов. При этом BfV не квалифицирует салафизм как воинственное мировоззрение, хотя считает, что он создаёт питательную среду для радикализации его сторонников, общее число которых, по оценкам спецслужбы, насчитывается порядка 43 тысяч человек.

Представители мусульманской общины Франции и премьер-министр страны Мануэль Вальс призвали к продвижению идей основного течения ислама и к борьбе с радикализацией молодых мусульман во Франции.

В газете Journal du Dimanche (JDD) обращения к гражданам были опубликованы в связи с убийством священника исламскими экстремистами. В совместном заявлении мусульман, подписанном предпринимателями, юристами и учеными, отмечается: «…мы должны высказаться, потому что ислам стал общественной проблемой, и текущая ситуация недопустима». Они призвали к культурной борьбе против радикального исламизма среди молодежи. По их мнению, она должна включать в себя прозрачное финансирование мечетей, надлежащую подготовку и зарплату для имамов, а также теологическую работу».

Глава МВД Франции Бернар Казнёв сообщил, что с декабря 2015 года власти страны закрыли около 20 мечетей, в которых проповедовался радикальный ислам. По словам главы ведомства, в стране насчитывается около 2500 мечетей и молельных залов, примерно в 120 из них проповедуется салафизм.

В рамках актуализации проблемы салафизма во Франции планируется принятие практических мер, в числе которых создание Центра по дерадикализации мусульман с целью помешать местным мусульманам вступать в радикальные группировки.

Люди, которые считаются ставшими на путь радикализации, но которых нельзя поместить под стражу по каким-то конкретным уголовным статьям, по решению суда будут помещены  в Центр по дерадикализации.

При данном центре будет действовать программа, рассчитанная на десять месяцев. В рамках программы психологи, помогут молодым людям не только отойти, но и отказаться от идеологии радикального ислама.  Молодежь пройдет здесь специальные курсы профориентации. К 2018 году бюджет Франции на борьбу с радикализацией мусульман составит 40 млрд евро.

Интересен опыт Таджикистана, который по иску Генеральной прокуратуры Верховный суд в январе 2009 года внес движение «Салафия» в список запрещенных организаций. 

Постановлением Верховного суда Республики Таджикистан от 8 декабря 2014 года деятельность религиозного течения «Салафия» признана экстремистской, в связи с тем, что: «Движение «Салафия» имеет опасную идеологию, и решение Верховного суда мотивировано желанием защитить конституционный строй Республики Таджикистан, укреплением национальной безопасности страны и предотвращением разжигания межконфессиональной розни».

Казахстанские эксперты в области религии отмечают, что в казахстанском сегменте наблюдается активность салафизма.

Это деструктивное течение определяется различными востоковедческими школами, такими как интеллектуальное и политическое исламское движение, выступающее за возвращение к первоосновам религии ислам.

За последнее десятилетие салафизм сумел систематизировать различные механизмы своей деятельности. В арсенале их целенаправленного фокуса работы использование современных средств коммуникации, отлаженные маршруты материального и военно-технического снабжения.

У салафитов определены источники финансирования деятельности, которая основана на традиционной среди террористических организаций форме разнообразных пожертвований, неправительственных фондов и «исламских банков». Созданы специальные базы подготовки боевиков-салафитов, сформированы склады вооружений и.т.д.

По мнению экспертов, необходимы комплексные работы которые будут направлены на пропаганду истинных духовно-нравственных ценностей ислама с учетом традиций и культурных норм Казахстана. На борьбу с идеологией салафизма должен быть направлен потенциал экспертного и научного сообщества, силовых структур, молодежных организаций и НПО.