Вернуть эту землю себе

15 ноября – День независимости странного государства Палестина. Есть повод вспомнить, чего же арабы на самом деле не поделили с евреями

Рассказ об истоках израильско-палестинского конфликта надо начинать со II века нашей эры. В то далёкое время римские колонизаторы выселили евреев с их земли. Непростые причины депортации мы разбирать не станем, а то никогда не закончим рассказ.

Постепенно рассеявшись по свету, евреи сберегли национальную идентичность и мечту о возвращении на родную землю. Они сохраняли эту надежду без малого две тысячи лет! Случай в мировой истории небывалый.

Тем временем на еврейской земле поселились другие народы. Потом третьи. Это как раз обычное дело. Так устроен свет. Но в конце XIX века, окрепнув, набрав экономический и политический вес, евреи всерьёз начали говорить о возвращении на Землю обетованную. А затем некоторые из них в самом деле туда поехали.

Местных жителей это не обрадовало. От слова совсем. Но еврейских переселенцев становилось всё больше. Тридцать тысяч, потом пятьдесят, потом восемьдесят.

До окончания Первой Мировой войны земли Палестины входили в Османскую империю. Считались её дальней окраиной. Порядка там было мало. Конфликты решались стихийно. Но с начала 1920-х этими землями стала управлять Британия. Цивилизованные англичане пытались как-то выстроить ситуацию, ввести отношения между местными и приезжими в правовые берега. Однако имели с этого лишь головную боль. А евреи всё ехали и ехали в Палестину.

Палестина

Потом началась Вторая Мировая война. В Европе на долю еврейского народа выпали страшные испытания. Были принесены чудовищные жертвы. И мировая общественность, лидеры ведущих держав пришли к выводу: евреи заслужили, выстрадали право на свою землю.

Арабы от такого поворота событий просто онемели. Где это видано? Может, ещё жители Мальты, считающие себя потомками финикийцев, захотят отхватить кусок теперешнего Ливана? Они ведь там жили до новой эры. Или венгры пусть предъявят СССР претензии на приволжские земли, откуда переселились в Восточную Европу в X веке, после поражения от хазар.

Но мальтийцы и венгры никому претензий не предъявляли. Им хорошо жилось на новой земле в своих независимых государствах. А у евреев государства не было.

В 1947 году Британия с огромным облегчением сдала в ООН мандат на управление беспокойной Палестиной. Самые крупные мировые политики и лучшие дипломаты принялись ломать голову над вопросом — как там выкроить территорию под еврейское государство, и каким оно должно быть.

Собственно, вариантов было два: общее с местными арабами государство или выделение Израиля в отдельную страну. У обоих вариантов была мощная группа поддержки. Одну группу возглавляла Британия, выступавшая за арабов и предлагавшая создать в Палестине единое государство. А США и их союзники выступали за раздел территории между евреями и палестинцами — таким образом, на карте должен был появиться независимый Израиль.

Чаша весов колебалась – и тут за создание еврейского государства решительно высказался СССР. Зачем это было нужно Сталину? Тут опять отдельная история. Начнём её разбирать – надолго увязнем. Поэтому оставим только суть: при поддержке Советского Союза и его сателлитов в ООН был принято решение об учреждении Израиля, и 17 мая 1948 года новое государство было провозглашено.

Сказать, что его окружение было недружественным, значит ничего не сказать. Поскольку на землях, когда-то оставленных евреями, поселилась не кроткая лесная чудь или тихая меря. Там поселились гордые безжалостные люди пустыни. Арабы веками оттачивали свои кинжалы на каменьях Синая, в битвах с такими же свирепыми соседями. Подвинуть их без большой крови вряд ли было возможно.

В первый же день существования Израиля окрестные арабские страны ударили по нему всей силою, всем сердцем, всей душой. С воды, с земли и с воздуха. Ударили так, чтобы сбить наверняка, утопить в море, стереть в мелкий порошок пустыни – и не смогли этого сделать.

Никто не ожидал, что «трусливые жалкие евреи» на своей земле будут биться как львы. Оказалось, что гнуться и кланяться в чужих землях их заставляла мужественная идея сохранения вида. В отличие от народов, которые кидались на угнетателей с палками и комьями глины и все оказались перебиты, евреи сумели сохранить себя на сверхдлинной исторической дистанции. И когда настал час решающей схватки, вдруг выяснилось, что они такие же свирепые дети пустыни, как и арабы. Только гораздо более изощрённые, образованные и умелые.

Потом случится ещё несколько арабо-израильских войн, с огромным количеством важных подробностей, суть и результат которых неизвестный автор исчерпывающе изложил вот в этой недоброжелательно-уважительной строчке: Над арабской мирной хатой гордо реет жид пархатый.

Хотя, наверно, сами евреи её и придумали.

В общем, сбросить Израиль в море не удалось, и арабы-палестинцы повели на территориях, которые они назвали оккупированными (интересно, а как их по-другому можно было назвать?) кровавую национально-освободительную борьбу. И ведут до сих пор.

15 ноября 1988 года они объявили о создании Государства Палестина. На сегодня его признали 136 из 193 стран-членов ООН. Однако Палестина по-прежнему не обладает реальным суверенитетом. Её статус де-юре определяется как «независимое частично признанное государство на Ближнем Востоке, находящееся в процессе создания».

В России отношение к противостоянию евреев и палестинцев глубоко диалектическое. Во времена СССР к нам ездил целоваться с Брежневым лидер палестинского сопротивления Ясир Арафат. В телевизоре говорили об израильской военщине. О неравной борьбе палестинцев за свободу и независимость. А теперь в нашем телевизоре те же явления и процессы описывают главным образом как успехи Израиля в борьбе с терроризмом.

Правда, недавно в Израиль съездил Владимир Познер и сделал хороший многосерийный фильм. В серии, рассказывающей о палестино-еврейском противостоянии, Познер добросовестно выслушивает обе стороны и делает вывод: у каждой из сторон своя правда, и они никогда не помирятся.

Между прочим, в титрах указано, что фильм снят на деньги министерства туризма Израиля. Возможно, по этой причине евреи в фильме Познера выглядят всё-таки чуть получше палестинцев. Немного как-то почеловечней. Но, может, это простое совпадение.

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.