Бигельды Габдуллин пал смертью журналиста в информационной атаке

Критикуешь – значит вымогаешь, хвалишь – значит вымогательство удалось. Такова логика антикоррупционного ведомства

«Не приводят ни одного факта», – так прокомментировала Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз», обвинения следствия в адрес Бигельды Габдуллина на пресс-конференции в Алматы. Руководителю газеты «Central Asia Monitor» и интернет-портала «Radiotochka.kz» инкриминируется «информационная атака в отношении руководителей государственных органов путем публикации негативных материалов, порочащих деловую репутацию».

Уголовное дело в отношении Бигельды Габдуллина возбуждено по статье «вымогательство» после заявления за подписью руководителя отделом внутренней политики Жамбылской области.

Логика антикоррупционного ведомства следующая: критикуешь – значит вымогаешь (в этом конкретном случае госинформзаказ), хвалишь – значит вымогательство удалось. Тамара Калеева акцентировала внимание на том, что никаких списков негативных и позитивных публикаций следствием не предоставлено. Может быть они и есть, но не в публичном доступе.

«Да, были критические публикации на основе информации из открытых источников, – отметила г-жа Калеева. – Участие в тендере на получение госинформзаказа не лишает СМИ права делать обоснованные критические публикации».

дело габдуллина

Деловая репутация порочится недостоверными сведениями. Недостоверность доказывается в суде. Что касается публикаций «Central Asia Monitor» и «Radiotochka.kz», то ни один из их материалов не был признан в суде несоответствующим действительности.

Оралбай Алимжан, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов, представляющий интересы «Central Asia Monitor» и «Radiotochka.kz», рассказал о нарушениях, сделанных следствием в ходе проведения обыска в редакциях. Неправильно оформлено изъятие документации в присутствии понятых, изъята вся бухгалтерская документация за 2011-2016 годы и теперь проблемы даже со сдачей налоговой отчетности. В предписании на обыск указан один следователь, а все проводил другой с неустановленными полномочиями. «В поданных жалобах прокуратура нарушений не усмотрела», – подвел итог г-н Алимжан.

Журналист Кенже Татиля на пресс-конференцию опоздал, поскольку был срочно вызван на допрос. Но как только появился, сразу занял место среди спикеров. «Уголовно-силовой прессинг, видимо, лежит вне собственно журналистского пространства», – полагает он. «Правила игры, по которым играл Бигельды Габдуллин, выработаны не им. Но он их не нарушал», – заявил г-н Татиля.

Г-н Габдуллин, среди прочего, является одним из 37-ми членов маслихата г. Алматы. Маслихат пока никакой реакции на происходящее не выдал. А вот Международный ПЕН-клуб, находящийся в Лондоне, выразил «серьезную обеспокоенность» в связи с арестом президента Казахского ПЕН-клуба. Одним из направлений деятельности Бигельды Габдуллина на посту руководителя ПЕН-клуба был перевод казахских авторов на английский язык, чтобы сделать их творчество более доступным для широкой публики.

Тамара Калеева обратила внимание на массу аналогий между уголовными делами в отношении Сейтказы и Асета Матаева с одной стороны и Бигельды Габдуллина с другой: «Нарушение презумпции невиновности и позиция прокуратуры очень сильно совпадает – она опять не видит нарушений».

***

© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.