В июне этого года на одной из минских многоэтажек по улице Могилевская появилось монументальное граффити: мальчик с букетом в руках и девочка с венком в голове, на их одежде – гербы Минска и Москвы. Как сообщали столичные власти, работа была выполнена российским автором по инициативе мэрии Москвы и стала подарком ко Дню Москвы в Минске.
Мурал тогда вызвал бурную дискуссию: звучали как осуждающие голоса, дескать, не искусство это, а политическая пропаганда, так и поддерживающие, мол, хороший рисунок, а злой умысел в нем могут увидеть только русофобы.
К гигантскому символу российско-белорусской дружбы горожане почти привыкли и перестали замечать, как в октябре неизвестный белорусский художник оживил интерес к муралу: наняв подъемник, воскресным днем у всех на виду, он подкорректировал рисунок, вплетя колючую проволоку в букет мальчика — Минска и девочки — Москвы.
"Я вижу отношения наших стран как что-то, что скрывает в себе множество подводных камней и возможных опасных моментов, которые мы пытаемся спрятать за васильками и ромашками. Можно сказать, что это такая вылезшая правда жизни, которую не получилось спрятать", – объяснил неизвестный художник СМИ.
Тут уже грянул скандал. Противники рисунка стали громко аплодировать новому художественному решению, заявляя, что теперь символ – то, что надо, его защитники возмутились вандализму "корректора". Власти на словах заклеймили художника, публично предложив ему за свой счет исправить художество, но рвения при поиске "злоумышленника" не проявили.
Горожане гадали, что власти теперь будут делать – оставлять, перерисовывать двоякий символ либо закрашивать вовсе. Оказалось, что второе. В конце ноября минчане вновь увидели подъемник возле стены. Новые художники прятали проволоку под новый слой краски, освобождая от колючек васильки и ромашки. Неполиткорректный декор на мурале продержался ровно месяц.
Как тонко подметили интернет-комментаторы, колючки остались, просто стали невидимы. И этот образ достоин того, чтобы охарактеризовать нынешние настроения многих белорусов, впрочем, как и россиян.
Причины подспудной настороженности друг другом известны и понятны. Кроме исторической подоплеки, со стороны Беларуси, это украинский конфликт, страх перед крымским сценарием, регулярные торговые конфликты. Со стороны России, это обида на прозападные пассажи Минска и отсутствие безусловной поддержки в украинском вопросе, а также на умение белорусов извлечь выгоду из санкционных мер вроде продэмбарго. По большому счету все сводится к извечному торгу между природными ресурсами и геополитическим положением, противоречию между желанием быть сытыми и свободными, либо же желанием иметь раба и друга в одном лице.
Нельзя сказать, что эта неприязнь сильна. Напротив, соцопросы показывают, что Россия была и остается другом №1 в представлении большей части белорусов.
Так, по данным июньского опроса Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, базируется в Вильнюсе), Россия традиционно заняла первое место в списке наиболее дружественных стран Беларуси. К таковым ее причислили 61,6% опрошенных белорусов. На втором месте оказался Китай с результатом 48,7%, на третьем – Казахстан с результатом 41,1%.
В то же время к недружественным странам Россию причислили 8,7% белорусских респондентов, и по этому показателю, наверное, можно судить о размере той ложки дегтя, которая добавлена в белорусско-российскую бочку меда. То есть, на самом деле, не все так плохо в этих отношениях.
Хуже другое – что тема национальной розни все больше и больше подогревается на медийном уровне. Наверное, этот процесс обоюдный, и многих пользователей социальных сетей и комментаторов на форумах из Беларуси можно упрекнуть в тенденциозности оценок. Но никакие социальные сети не могут меряться силой влияния с российским телевидением, а оттуда в последнее время, увы, все чаще доносится антибелорусская пропаганда.
Так, сильно встревожила белорусов ноябрьская передача на Первом канале "Время покажет". В ней телеведущие в традиционной для российского государственного ТВ форме озаботились вопросом, не пойдет ли Беларусь по украинскому пути, фактически обвинив Минск в национализме и русофобии. Значит ли это, что Кремль дал отмашку информационной войне, задаются вопросом после передачи белорусские политологи.
Кроме массированных атак, случаются удары помельче. Сообщения вроде тех, что в брестской маршрутке случился конфликт по поводу георгиевской ленты, в Слуцке захотели переименовать улицу в честь национального восстания 1920 года, на дорогах вместо указателей на русском появились белорусскоязычные, а в Минске молодежь скакала под бело-красно-белыми (символ Белорусской народной республики 1918 года) и украинскими флагами.
Другая сторона информационного фронта отвечает взаимностью, смакуя задержание настоятеля православного храма под Минском россиянина Константина Бурыкина ("батюшка со свастикой"), ранее участвовавшего в ультраправой группировке "Русское национальное единство", а теперь арестованного якобы за незаконный оборот оружия. А историю с вандалами в Могилеве, облившими краской памятник евреям-жертвам нацизма, подает под соусом, что юные антисемиты имеют пророссийские взгляды.
Масла в огонь подлил визит в Минск телеведущего Владимира Соловьева: в главном концертном зале страны на прошлой неделе он выступил с кремлевской проповедью, а оппозиция снаружи устроила небольшую акцию протеста против его приезда.
"Вот, посмотрите! Соловьев – великий патриот России. Отдыхает в Америке, купил виллу в Италии, а говорит, что ненавидит Запад. Лучший лицемер Кремля!" – раздавал прохожим диски с фильмом о войне в Украине оппозиционер, лидер "Молодого фронта" Дмитрий Дашкевич.
"Протестующие эти. Представляете, как у них дома не сложилось, раз они стоят здесь в пятницу. Они считают, что они свободны. А от чего? Ими бесы крутят как хотят, – Это не свобода, а концентрированный эгоизм", – не остался в долгу московский гость, чем сорвал аплодисменты зала.
Все окончилось благополучно, но сам инцидент вызвал волну негатива с обеих сторон. Идейные противники получили новые "улики" друг против друга. А самым обсуждаемым в белорусских СМИ стало предложение одного из почитателей Соловьева, высказанное в микрофон: "Заберите нас, как Крым!"
Наблюдение за национально-политическими потасовками эмоционально вовлекает, как жирный фастфуд будит аппетит, но, как от всего жирного, от них скоро начинает тошнить. И, кажется, единственное, от чего полегчает в данный момент – легкое информационное голодание.
***
© ZONAkz, 2016г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.