Предъявите регистрацию. Временную регистрацию. Преждевременную регистрацию…

Законотворчество от Тупого и Еще Тупее продолжает функционировать в штатном режиме

Арест экс-главы КНБ любой вменяемый политолог объяснить может (или хотя бы предложить версию по данному событию), а что делать с законом «О временной регистрации»? Как с позиции апелляции к здравому смыслу рассуждать о нормативных актах, чей вред очевиден, а польза сугубо гипотетическая, да и та призрачная? Вроде бы в любом учебнике по государственному управлению прописано, что довольным народом управлять легче, чем недовольным. И тем не менее людей продолжают злить и нервировать на системном уровне.

Законодательные акты в Казахстане часто носят узкоутилитарный характер и преследуют конкретные частные цели. Если исходить из подобной логики, помноженной на межклановую борьбу и теорию заговора, то одной из целей комбинации может быть министр МВД Калмуханбет Касымов.

Объясним процедуру. Согласно закону, штрафовать за отсутствие временной регистрации вроде бы начинают после 17-го января, однако участковые полиции уже начали повсеместный поквартирный обход. Если принять во внимание, что законопослушные граждане при виде полицейских мундиров продолжают переходить на другую сторону улицы, то столь массовое общение с участковыми как минимум привело к масштабному стрессу у населения.

Учитывая общий высокий уровень правового нигилизма, слабое знание законодательства (в том числе работниками правоохранительных органов), высокую коррумпированность «стражей порядка» и прочие негативные моменты, массовый всплеск недовольства просто гарантирован. Потом все стрелки переводятся на министра Касымова, как не обеспечившего должного разъяснения и качества работы, после чего тот получает приставку «экс».

Временная регистрация

И все-таки более вероятным видится расклад, при котором столь негативно встреченный гражданами законодательный акт стал следствием общей деградации законотворческого аппарата. Когда принимались поправки в земельный кодекс или разрабатывалась система обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), то там по крайней мере проглядывался смысл. В первом случае превратить землю в объект купли-продажи и увеличить доходы казны, а ОСМС – это практически новый налог на медицинские цели. Где пролегает польза от временной регистрации и существует ли она в принципе – одни вопросы.

Если и здесь во главе угла стоял финансовый вопрос, то выхлоп получается незначительный. 4405286 человек (число ежегодно мигрирующих внутри страны) умножить на госпошлину в 227 тенге и получится всего 1 млрд. То есть стоимость одного павильона на Экпо-2017, который потом еще и обрушится. Ну, банки второго уровня еще по «стольнику» с каждой квитанции получат – это же курам на смех после предыдущих многомиллиардных вливаний в долларах США.

Бороться с терроризмом при помощи временной регистрации, конечно же, можно. Но только никакого эффекта это не даст. Вряд ли подобные эмиссары будут скрываться на конспиративных квартирах без временной регистрации. Если мы обратимся к опыту Великой Отечественной войны, то один из типичных признаков вражеского агента в партизанском отряде – это безупречная легенда. То есть человек кристальной благонадежности и незапятнанности, что очень подозрительно на оккупированной территории в принципе.

Реакция населения, ради пользы которого якобы и введен в действие новый закон, самая разнообразная. На одном полюсе хохмы – вроде бы и смешно.

На другом полюсе общественной реакции прямые аналогии с гитлеровским оккупационным режимом. Там на каждом доме был вывешен список всех проживающих лиц с указанием возраста. Если вдруг в неурочный час на ночлеге оказывался кто-либо посторонний без аусвайса, то расстреливали всю семью.

Государство продолжает демонстрировать шизофрению в вопросах управления. При советской власти прописка была хотя бы понятна. Там общество в административно-плановой системе распределено по территориальным единицам, из-за чего участковый милиционер, врач, школа по микроучастку смотрелись естественно. С рыночными отношениями все пришло в движение, потому что за работой и зарплатой люди готовы перемещаться по всей стране.

Вроде бы с одной стороны гражданам разрешили учебные и медицинские учреждения выбирать по вкусу и наиболее конкурентоспособные (для чего в них следом за людьми направляется подушевое финансирование), а с другой стороны временная регистрация, которую в казахстанских реалиях невозможно эффективно администрировать. Как писал Олдос Хаксли, «в эпоху передовых технологий неэффективность – страшный грех перед Господом».  

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.