Согласится ли Нурбиби Наурызбаева возглавлять ЕНПФ за $1?

Более сомнительного назначения финансовая система Казахстана еще не знала. На должность главы Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) назначена Нурбиби Наурызбаева, чье имя связано с громким скандалом вокруг незаконного получения квартир через систему Жилстройсбербанка топ-менеджерами этого же квазибанка

Во властных структурах, по крайней мере, в финансовом блоке, полагают, что у народа или короткая память, или ее вовсе отшибло. События в стране развиваются столь стремительно, что, наверное, в Национальном банке решили вернуться к креатуре Наурызбаевой так скоро. Только, конечно, непонятно до конца, чья это ставленница. Да и не ставленница она в полном понимании этого слова – иногда она очень даже себе позволяла вольности.

Возглавлявшая 10 лет (!) созданный с подачи Григория Марченко, в то время главы Национального банка, Жилстройсбербанк, Нурбиби Наурызбаева вела себя как послушный ученик. Наверное, она очень старалась, раз о ней, председателе этого самого банка, говорили в восторженных тонах. Дескать, она стояла у истоков, банк зарекомендовал себя как ответственный социальный институт, а г-жа Наурызбаева, как талантливый руководитель, который смог реализовать мечту многих казахстанцев получить жилье за счет системы жилстройсбережений.

Так и считалось ровно до того момента, когда в 2013 году депутат фракции «Ак жол» Нурлан Жазылбеков обратился к правительству с просьбой провести антикоррупционное расследование в отношении руководства Жилстройсбербанка. Основанием для этого стало письмо за подписью Нурбиби Наурызбаевой, в котором председатель правления ЖССБК просила не раскрывать казахстанцам информацию о возможности получения кредитов по сниженным ставкам.

Нурбуби Наурызбаева

Честно сказать, тогда плохо верилось в то, что руководительница ЖССБК и ее соратники действительно могли пойти на нарушение закона, одарив себя и своих родственников квартирами в Алматы. Однако после этого информационного вброса все стало очевидным. Тогда, помнится, даже глава государства, обычно не комментирующий криминальные новости, заявил: «Там есть безобразие, которое надо прекратить. Само руководство Жилстройсбербанка с хорошими миллионными заработными платами приобретает ещё и квартиры по льготным ценам по этой программе».

Надо отметить, что речь шла вовсе не о социальных квартирах в малоперспективных районах Алматы, где обычно казахстанцы, благодаря системе жилстройсбережений, получают свое долгожданное жилье. Этот дом, видимо, неслучайно был включен в программу Жилстройсбербанка, потому что находился в экологическом, престижнейшем районе города – на пересечении проспекта Аль-Фараби и ул. Розыбакиева.

А позже, через два месяца, в октябре 2013 года президент РК Нурсултан Назарбаев еще раз вернулся к острому вопросу: «Мне дали справку, что новое жильё выделено председателю, её заместителям, директору филиала банка в Алматы, его брату, директору департамента, её сестре. Получили квартиры управляющий директор банка, его брат, а также сын, который, в свою очередь, подарил свою квартиру третьим лицам. Я трачу время и перечисляю чепуху не потому, что мне нечего делать, я вот просто смотрю – больше 20 сотрудников банка. Что, мы создали банк для его сотрудников?»

После этого инцидента наступило глубокое затишье. Нурбиби Наурызбаева и ее приспешники залегли на дно. Говорят, они вернули «награбленное» и потому не отправились в тюрьму – официальной информации по этому эпизоду, увы, не последовало.

Теперь, спустя время, выясняется, что, в частности, карьера Нурбиби Наурызбаевой как квазименеджера не закончилась (о ее приспешниках ничего неизвестно, наверное, тоже выплывут). После этого скандала ее тихонько назначили главой департамента внутреннего аудита Национального банка РК – спустя всего два года, в октябре 2015-го. Тогда председатель Нацбанка РК Данияр Акишев заявил: «Я считаю, что репутация у Нурбиби Наурызбаевой нормальная».

Насколько известно из скупых обстоятельств расследования злоупотреблений бывшего, теперь уж, руководства ЕНПФ, в области инвестирования собственных средств АО, именно Национальный банк начал проверку «дочки». Это означает, что именно служба аудита была задействована в этом мероприятии с самого начала. А, может, и инициировала его. То есть, здесь есть «заслуга» главного аудитора Нацбанка. И вот именно он, этот аудитор, получает индульгенцию и новое назначение на освободившееся место – одновременно…

Индульгенция – прощение прежних грехов, она, конечно, важна. Но заслуживает ли этого Нурбиби Наурызбаева, так и не покаявшаяся публично в своих прегрешениях?

Некоторые СМИ очень восторженно встречают новое назначение. Одни перевирают обстоятельства ареста (задержания) бывшего руководства ЕНПФ, делая ложный акцент на том, что сомнительное приобретение ценных бумаг на 5 млрд. тенге было сделано за счет пенсионных сбережений вкладчиков, а не за счет средств АО «ЕНПФ», как на самом деле. Другие пишут о том, что она «блестяще» в свое время окончила такой-то вуз. Будто сейчас это имеет какое-то значение. Третьи публикуют некий «подробный рейтинг персоны», в котором по пятибальной шкале г-жа Наурыбаева получает сплошные пятерки: репутация персоны – 5, профессионализм – 5, деловые качества – 5, оперативность в принятии решений – 5, взаимоотношения с людьми – 5, отношение к инновациям в бизнесе – 5. И только две четверки – за благотворительность и вклад в защиту окружающей среды. Но эти слабые места, конечно, не имеют никакого значения к нынешнему назначению. А, значит, можно верить, любить и жаловать – напрашивается вывод.

Новая глава ЕНПФ еще не переступила порог нового кабинета, а ее дорога уже усеяна лепестками роз и звучат фанфары. Этот пиар будет щедро оплачен из наших с вами сбережений – уж не сомневайтесь. Такими инструментами Нурбиби Серекхажиевна умело пользовалась на посту главы ЖССБК и, конечно, будет пользоваться впредь.

А вот согласится ли г-жа Наурызбаева, как дама состоятельная, долгое время получавшая высокую зарплату и бонусы, и в принципе не нуждающаяся в поддержке со стороны государства в решении своего жилищного вопроса и жилищных вопросов членов своей семьи, но все-таки, по нашему мнению, нуждающаяся в истинной индульгенции, получать чисто символическую зарплату в $1? Готова ли она хоть таким образом доказать то, что ею сказано при назначении: «Ключевыми принципами в моей работе будут забота и защита интересов вкладчиков фонда и получателей пенсионных выплат». Заметьте, она ни слова не сказала о том, что рассчитывает на высокую зарплату. И если она на этот раз искренна, самое время напомнить ей об этом…

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.

https://telegram.me/zonakz