Когда уходит первый. Почему Qаzkом готов сдаться на милость Народному банку

Смогут ли Казкоммерцбанк и Народный банк договориться о слиянии или поглощении? Как изменится расстановка на банковском рынке? Что даст сделка, если она все-таки состоится, клиентам этих финансовых институтов?

Пока еще на шахматной финансовой доске Казахстана находится два короля – Казкоммерцбанк и Народный банк. Но миттельшпиль развивается стремительно и непредсказуемо, и, в целом более сильный игрок готов сдаться на милость своему сопернику. Не сказать, что более слабому. Напротив, видимо, все-таки в чем-то его превосходящему – в диспозиции, в тактике, а, возможно, и в таких вещах, которые зрители объективно оценить не могут. А поскольку финансовый рынок, в нынешнем его состоянии, очень подвержен влиянию олигархических и политических групп, то, возможно, здесь и стоило бы искать причину «неожиданного поражения» банка №1.

Смогут ли Казкоммерцбанк и Народный банк договориться о слиянии

История одного инсайта: как это было

Инсайт на казахстанском банковском рынке существует на самом высоком уровне. И неважно, что кто-то о чем-то сообщает, а кто-то опровергает. События, рано или поздно, развиваются по кем-то написанному сценарию.

21 октября 2016 года. АО «Казкоммерцбанк» в день своего 25-летия презентовало широкой общественности обновленный розничный бренд QAZKOM, запуску которого предшествовала обширная интригующая рекламная кампания «Парасатты ұлт – Умная нация». Также был представлен новый формат банковского отделения, который станет стандартом качества и простоты обслуживания клиентов под брендом QAZKOM.

15 ноября 2016 года. Информационное агентство Рейтер со ссылкой на неназванный источник сообщил, что два крупнейших банка в Казахстане – Казком и Halyk Bank — обсуждают слияние. Банки прокомментировали эту новость «зеркально». ККБ заявил, что он «не делал предложений и не получал предложений от Халыка относительно возможного слияния и никаких переговоров между двумя банками относительно какого-либо слияния не ведется». Народный в своем сообщении сказал то же самое: «Halyk Bank не получал и не делал предложений по слиянию или иному объединению с Казкоммерцбанком».

В тот момент еще не было понятно, какой из финансовых институтов мог быть инициатором сенсационной сделки.

22 ноября 2016 года. В интервью агентству Bloomberg глава государства Нурсултан Назарбаев пообещал поддержать финансовую устойчивость Казкоммерцбанка. По его словам, правительство видит два варианта поддержки банка: либо акционеры найдут средства, чтобы увеличить активы, либо банк обратится за господдержкой. «Мы должны вывести его в рабочее состояние. Мы упасть этому банку не дадим», — отметил Нурсултан Назарбаев.

На этот раз ККБ возражал не особенно рьяно. Он распространил заявление, в котором отметил, что «регулятор не принимал каких-либо мер ограничительного характера в отношении Qazkom. Банк выполняет все пруденциальные нормативы Национального банка. Что касается оздоровления банка в частности и банковского сектора в целом, о чем говорил глава государства, сообщаем, что Qazkom в числе других крупнейших финансовых институтов страны ведет работу с Национальным банком и Ассоциацией финансистов Казахстана по выработке стимулирующих мер с целью восстановления неработающих банковских активов и оживления кредитования экономики».

То есть, банк профессионально расставил акценты, что речь идет в целом об оздоровлении банковского сектора. И да, согласился с тем, что нужно восстанавливать неработающие активы и снова кредитовать экономику.

23 декабря 2016 года. По данным источников Bloomberg, начиная с 15 декабря Казкоммерцбанк уже получил от Нацбанка заем в размере 400 млрд. тенге для поддержания ликвидности. Госорганам было поручено не допустить коллапса Казкоммерцбанка, в связи с чем сейчас обсуждаются различные сценарии спасения банка.

Как утверждает один источник Bloomberg, Народный банк может начать переговоры по получению контроля над Казкомом на следующей стадии операции по спасению банка. На то, чтобы восполнить пробелы в балансе финансового учреждения, может понадобиться до 1,5 трлн. тенге, пишет издание.

Ни один из банков на тот момент не согласился предоставить свои комментарии.

20 января 2017 года. АО «Казкоммерцбанк» и г-н Кенес Ракишев, как основной акционер, сообщили, что они вступили в предварительные переговоры, которые находятся на самой ранней стадии, с Народным банком в отношении потенциальной сделки между ККБ и Народным банком.

Король, виват!

Итак, события развиваются в неблагоприятном ключе для Казкоммерцбанка. Г-н Ракишев, зять Имангали Тасмагамбетова, сумел получить контроль на ККБ в результате объединения его с тонущим БТА Банком в результате многоходовок. Тем, кто не владеет основами шахматных финансовых игр, не понять, как такое стало возможным. Менеджеры Казкоммерцбанка и существовавшего тогда еще БТА Банка поясняли, какие прекрасные перспективы ожидают объединенный банк: он станет крупнейшим в стране и по активам, и по депозитам, и по кредитам. Но это будет не «математическое сложение», а синергетическое. Кроме того, ККБ унаследует большую филиальную сеть, привнесет инновации и создаст конкурентные финансовые продукты, чем останутся довольны и клиенты банка, канувшего в Лету.

При этом, конечно, уже никто не вспоминает, сколько государственных средств было вбухано в спасение БТА Банка и сколько вернулось. Это плохая арифметика, не до нее, когда открываются такие перспективы.

В общем, футуристы исполнили свою роль прекрасно. Но в реальности все вышло по-другому. Социалистический реализм. Хотели как лучше, получилось, как всегда.

И вот Казком делает очередной ход. Скорее всего, из необходимости. Мало верится, да и верить не хочется, что вся шахматная партия была подчинена только одной цели – сдать конкурента Народному, который принадлежит семье Кулибаевых.

А что, если сделка не получится? Если «короли» не договорятся? Тогда Казкому и вовсе не сдобровать: мат! Клиенты уже сегодня смотрят по сторонам, где лучше.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.