Четыре срока гениального лицемера Франклина Делано Рузвельта

135 лет назад родился последний великий президент Америки, учитель Кеннеди, Трампа, Путина и Назарбаева

Он вывел страну из небывалой депрессии. Вернул американцам победительный дух. Под началом Рузвельта США блистательно выиграли Вторую мировую войну, потеряв в семь раз меньше людей, чем Япония, в 17 раз меньше, чем Германия и в 65 раз меньше, чем СССР.

Рузвельт, пожалуй, мог бы стать диктатором, но до конца дней оставался убеждённым демократом. Передал следующим поколениям американских президентов процветающую, динамичную и открытую переменам страну.

Франклин Делано Рузвельт

Однако есть краткая биография Рузвельта, а есть подробная. В первой он лучезарен и прост, как дедушка Ленин из советской книжки для пионеров. Во второй (точнее, подробных биографий Рузвельта многие десятки, а, пожалуй, и сотни) – перед нами открывается совсем другой человек. Очень неожиданный. С холодной как лёд душой. Расчётливый. Лживый. В высшей степени изощрённый.

Собственно, про дедушку Ленина бывшие советские люди, повзрослев, тоже узнали много интересного. И про дедушку Сталина. А также про Хрущёва, Горбачёва, Ельцина и других дедушек калибром поменьше.

Но есть огромная разница. Наши государственные «дедушки» постоянно что-то ломали. Разрушали до основанья. Расходовали человеческие жизни миллионами. Свергали друг друга. Собирали земли, укрепляли державу и опять разносили вдребезги. А хитрые американцы всё это время обходились гомеопатией. Изощрённое лицемерие Рузвельта, наиболее выдающегося из американских «дедушек» страшного XX века, всегда было направлено на процветание США. На пользу простому американцу.

Самый яркий пример, конечно, дают упомянутые людские потери в годы войны. Рузвельт два года тянул и волынил с открытием Второго фронта. В ответ на прямые вопросы отделывался туманными полу-обещаниями. Иногда откровенно врал. Вызывая справедливый гнев и презрение советского народа.

Но он работал президентом американского народа, а не советского. И свой народ берёг. А советскому помогал материально. Мы получили по ленд-лизу огромное количество американских студебеккеров, самолётов, танков, пороха, тушёнки. И большой вопрос, выиграли бы войну без всего этого или проиграли.

То есть, получается, дедушка Рузвельт на своём американском месте вёл себя безупречно.

Во внутренних делах этот человек проявлял такую же холодную мудрость питона Каа под маской тёплой сердечности. Мирил американских трудящихся с капиталистами – и обе стороны считали, что выигрывают. Знаменитые радиобеседы Рузвельта с народом, настолько популярные и задушевные, что их слушала вся страна, а грубые шахтёры и докеры верили всему сказанному как дети – тоже были игрой.

Президент ловко манипулировал цифрами, фактами, эмоциями для создания у народа спокойной уверенности: мы можем всё. Первая беседа состоялась после того, как Рузвельт перезапустил обрушившуюся банковскую систему США. Он рассказывал слушателям, как вообще устроены банки, для чего нужны, и что надо сделать, чтобы банки не грабили население, не разорялись сами и не подводили клиентов. Рузвельт был великий психотерапевт. Он говорил: «нам нечего бояться, кроме собственного страха». Разве это не гениально?

Он хитрил и лицемерил, чтобы американцы снова поверили в эти бледно-зелёные прямоугольники резаной бумаги, называемые долларами – и хитрость удалась. Доллар снова налился силой.         

Франклин Делано Рузвельт

Кстати, в те же годы американский актёр и режиссёр Орсон Уэллс устроит радиопостановку о вторжении в США марсиан – и сотни тысяч американцев примут этот спектакль за чистую монету. Побегут спасться. И Рузвельт скажет Уэллсу: мы с вами – два самых великих актёра в мире.

У этого человека учились несколько поколений мировых лидеров. Многие его политтехнологические изобретения стали банальностями. Сегодня они вызывают насмешки, но продолжают использоваться. Например, в 1940 году Демократическая партия США выдвинула Рузвельта на третий президентский срок. Тогда ещё не было соответствующего ограничения: оно появится лишь в 1951 году. Просто раньше никому не удавалось избраться третий раз «по факту».

Ну, так вот: это выдвижение было обставлено почти так же, как будет обставляться через 60-70 лет в Москве и Астане.

Перед началом кампании Рузвельт заявил: если народ этого захочет, я не смогу уклониться от выполнения своего долга и в третий раз… Господь сделает своей выбор, и воля Его проявится на партийном съезде.

Вскоре состоялся съезд. Сенатор от Кентукки Албен Баркли стал читать послание Рузвельта о его нежелании оставаться на посту. О том, что семья президента просит мужа, сына и отца оставить политику и больше времени проводить с близкими. Но едва сенатор начал чтение, как начальник чикагской городской канализационной сети Томас Герри, спрятавшийся в полуподвальном этаже стадиона, подключил микрофон к громкоговорителям и закричал: «Мы хотим Рузвельта! Весь мир хочет Рузвельта!»

Этот возглас, который потом злые языки стали называть голосом из канализации, был подхвачен массой делегатов и гостей, исступленно оравшей: «Мы хотим только Рузвельта!», «Все хотят Рузвельта!» (цитирую по книге Георгия Чернявского «Франклин Рузвельт», серия ЖЗЛ).

А в 1944 году его переизбрали в четвёртый раз! Кампания Демократической партии велась под девизом Don't change horses in midstream (коней на переправе не меняют). Во время мировой войны это был годный слоган. Он сработал. Хотя борьба с республиканцем Дьюи, губернатором штат Нью-Йорк, была совсем не шуточной. Учителя на избирательных участках Рузвельту не помогали. Вот предвыборные рабочие поездки президента с широким освещением в прессе – да, были.

Франклин Делано Рузвельт

Кстати, вы заметили, что в отдельных государствах Евразии ближе к выборам всегда начинается переправа? Наступает крайне ответственный и даже судьбоносный момент в развитии страны. Когда особенно важно не раскачать лодку и сохранить стабильность.

При этом, перенимая у великого американского хитреца его приёмы, некоторые современные политики забывают, что Рузвельт за всю свою карьеру ни разу не создал преференций никому из родных и близких в бизнесе. Никто из пятерых его детей не стал миллиардером. Кажется, и миллионером не стал. Среди потомков Рузвельта есть профессор-марксист, есть раввин. А миллионеров, по-моему, нет ни одного. Зато трое сыновей президента воевали на фронте во время Второй мировой. Заслужили боевые ордена.

Мне кажется, эти моменты существенно дополняют изощрённую политтехнологию имени Франклина Делано Рузвельта. А может, с них она и начинается?

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.