«Я скажу так: всех кандидатов, которые могли бы стать вторым президентом Казахстана — мы знаем очень хорошо. Это люди, которые сформировались на наших глазах»

Сетевые СМИ о преемниках президента

После Обращения президента РК Нурсултана НАЗАРБАЕВА, в котором он сообщил о перераспределении полномочий власти в стране, а также о предстоящих изменениях в Конституции, политологи вновь заговорили о транзите власти и преемнике.

Политолог Досым САТПАЕВ назвал имена вероятных преемников президента:

Что же касается возможных преемников, то их список вот уже несколько лет не меняется, говорит эксперт. «Это его дочь, Дарига Назарбаева, его зять Тимур Кулибаев, племянник есть у него, кстати, более теневой игрок, Самат Абиш, который является одним из заместителей председателя КНБ», — перечислил Сатпаев. Еще один вероятный претендент на пост президента — человек не из семьи. Это Имангали Тасмагамбетов. О нем эксперт сказал следующее: «Это, по-моему, единственный представитель казахстанской политической элиты, который очень популярен в обществе. Это редкость для Казахстана, потому что многие представители элиты – люди в принципе широко известные в узких кругах. А Имангали Тасмагамбетов, конечно, имеет большую популярность. Хотя у него есть очень много, скажем так, конкурентов и врагов внутри элиты. И потом все-таки нужно учитывать и жузовый фактор, — заметил эксперт. — Имангали Тасмагамбетов принадлежит к младшему жузу. Представители старшего и среднего вряд ли будут поддерживать его кандидатуру».

Досым САТПАЕВ назвал имена вероятных преемников президента

Политолог Данияр АШИМБАЕВ расширяет круг претендентов – «В Казахстане власть может смениться уже к концу 2017 года» — «В данный момент в качестве вероятных преемников называются: действующий премьер Бакытжан Сагинтаев, вице-премьер Имангали Тасмагамбетов, глава администрации президента Адильбек Джаксыбеков, председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин, председатель сената Касым-Жомарт Токаев, глава Национальной компании «Астана ЭКСПО» Ахметжан Есимова, мэр Алма-Аты Бауыржан Байбек, первый зампред Комитета национальной безопасности Самат Абиш, кто-то называет еще министра финансов Бахыта Султанова.

С одной стороны, список очень широкий, с другой — есть фигуры, вызывающие острое неприятие у многих. Тот вариант, который предложит президент, не подразумевает быстрых решений. Речь идет, скорее всего, о нескольких месяцах, в течение которых у президента будет возможность подумать, кому передавать власть и реализовывать такой сценарий или нет. Я думаю, что маховик уже запущен. И в рамках этой борьбы за престолонаследие мы еще увидим немало «разоблачений» в ближайшее время.

С точки зрения харизмы и опыта, наиболее вероятным наследником считается Имангали Тасмагамбетов. С другой стороны, его кандидатура у многих вызывает неприятие. Еще одним кандидатом, чье имя чаще всего называется в этой связи, является Бакытжан Сагинтаев. Есть еще Токаев, который пребывает долгое время на посту председателя Сената, и как бывший премьер, глава МИДа, замгенсека ООН, достаточно известен в стране и за рубежом. Есть и другие кандидаты, которые не фигурируют в списке, но которые хотели бы оказаться в нужное время в нужном месте. Я скажу так: всех кандидатов, которые могли бы стать вторым президентом Казахстана — мы знаем очень хорошо. Это люди, которые сформировались на наших глазах. Мы знаем их слабые стороны, знаем скандалы, связанные с ними и с их родственниками, их активы, их уровень благосостояния. И у большинства из них не самая оптимистичная репутация».

Независимый политик Амиржан КОСАНОВ полагает – «Раньше Назарбаеву удавалось примирить кланы за чашкой чая. Теперь они не живут в мире…» — «В Казахстане опасно называть имя будущего преемника. Хотя ничего смешного в этом нет: назовите такое имя, обоснуйте свое решение и на следующий день этот человека станет не только мишенью для своих конкурентов — самому президенту такое может не понравиться, и он будет косо на него смотреть. И потому наши чиновники, особенно те, кто где-то в глубине души претендует на что-то большее, чрезвычайно осторожны, не хотят светиться. В стране создана такая система, когда все чиновники в один голос твердят: «У нас есть только один политик, а мы все его солдаты!» Как может человек с солдатской психологией стать маршалом?! Потому и такая серость в окружении президента и правительстве: такое ощущение, что эта серость и является гарантией того, что ты станешь министром или акимом (губернатором)!

Но все это не исключает того, что в какой-то момент Назарбаев может вытащить своего джокера и поставить всех, в том числе и народ, и кланы, перед фактом. Возникает вопрос: сможет ли такая фигура стать легитимной: как на выборах, так и морально. Понятно, что, выдвинув его, президент будет его оберегать, но что будет с этим преемником после Назарбаева? В этом и заключается самая главная опасность кулуарного решения вопроса о преемнике.

Таким образом, в настоящее время Назарбаев точно не станет оглашать имя своего преемника, потому что, как я уже сказал, этот человек немедленно станет политическим камикадзе. Ему припомнят все его огрехи начиная с детского сада — даже о том, что он писал не в тот горшок… Но думаю, что у Назарбаева как у всякого разумного политика, понимающего, что он рано или поздно уйдет, действительно есть несколько вариантов «операции преемник». Возможно, что он обнадеживает сразу многих, чтобы в час икс назвать имя реального претендента… Впрочем, понятно, что следующим президентом республики будет казах, который в совершенстве будет знать государственный язык. В стране почти 70 процентов населения — это казахи. Голосуют ведь, в том числе, в аулах и селах. Я всегда говорил: если будут честные выборы, следующим президентом станет выходец из аула. Он должен уметь свои мысли доводить до людей на живом казахском языке».

Политик Петр СВОИК в статье «Об исторической миссии Нурсултана Назарбаева» пишет – «Наиболее ожидаемым оптимальным вариантом является назначение досрочных выборов, после которых президентом становится Дарига Нурсултановна. Действующий же Президент, в статусе Лидера нации, остается во главе правящей партии «Нур-Отан». Что в новом конституционном раскладе позволяет контролировать формирование и деятельность правительства».

Российский обозреватель Александр БОРИСОВ в материале «Операция «Преемник»» отмечает – «Ведь на самом деле проблема страны заключается в вопросе передачи власти после Назарбаева, или, как это называют политологи, транзите власти. Попытки найти преемника Назарбаеву в Казахстане начались давно. Сначала его пытались отыскать в семейном клане, среди зятьев президента. Потом прощупывали на этот пост старшую дочь Елбасы Даригу. А в последнее время внимательно наблюдали за деятельностью премьер-министра страны Карима Масимова. Но зятья быстро, хотя и по разным причинам, оказались не у дел, дочь не оправдала высокого доверия отца, похоже, уже по внутрисемейным причинам. Ну а премьер, отправленный недавно по непонятным причинам с высокого поста на более низкую должность начальника госбезопасности страны, скорее всего, по мнению Елбасы, просто не соответствует масштабу будущего поста.

Понятно, что второго Елбасы не будет. При всем уважении к нынешней казахской элите, такого адекватного заменителя Нурсултана Абишевича там просто нет. Поэтому проще, эффективнее и менее рискованно для будущего страны передать некоторые полномочия главы государства другим ветвям власти, чтобы она не концентрировалась в руках одного человека, а равномерно распределялась между руководителями парламента и правительства. Такой коллективный преемник мог бы лучше обеспечивать устойчивость будущей власти, предупреждал бы от возможных столкновений политических элит в переходный период, всегда опасный проявлением межклановой борьбы».

Политолог Талгат МАМЫРАЙЫМОВ также считает – «Преемник президента Казахстана может оказаться «коллективным»» — Возможен вариант, когда преемником станет человек, связанный родственными узами с Назарбаевым, например, дочь Дарига. В таком случае парламент может через верхнюю палату – Сенат – контролировать силовые органы, которые будут обеспечивать политическую безопасность. «Но все говорит в пользу того, что будет именно коллективный преемник. Назарбаев понимает, что вряд ли он найдет человека, который сможет стать единоличным правителем. Такого человека нет», – пояснил Мамырайымов.

Московский эксперт Сергей РЕКЕДА – «Дискуссии о политичеcкой реформе продолжаются» — «Разговор о «коллективном Назарбаеве» ведется уже несколько лет. Как эта модель может быть реализована на практике мало понятно. Хотя уже сейчас все ключевые фигуры из ближнего круга занимают базовые позиции в системе управления – АП, КНБ, Сенат, Мажилис, правительство».

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.