Окупаемость кызылординского стекольного завода может растянуться на двести лет?

Сетевые СМИ о скандале вокруг Бишимбаева и листового стекла

«Бишимбаев похитил 1 млрд. тенге при строительстве стекольного завода в Кызылорде» — Председатель Правления АО «НУХ Байтерек» Бишимбаев К. организовал преступную схему по хищению 1 млрд. тенге при строительстве завода по производству и обработке листового стекла в г.Кызылорда через подведомственную компанию ТОО «Orda Glass» и ее подрядную организацию ТОО «Шымкентхиммонтаж», сообщает АДГСПК РК.

В преступную схему также были вовлечены руководители указанных организаций Ибрашев Д., Исабек Ж. и Кожабаев М.

Похищенные денежные средства обналичивались через аффилированную компанию ТОО «Завод строительных металлоконструкций» под видом оплаты за питание и проживание рабочих.

Из указанной суммы, Бишимбаев К. лично получил 2 млн. долларов США через посредника — своего двоюродного брата Нурлыбек С.

«Министерский стеклорез: Как дело Бишимбаева может в зародыше погубить уникальное производство» — Крупнейшее в Центральной Азии стекольное производство запускали и контролировали две дочерние структуры "НУХ Байтерек": АО "Инвестиционный фонд Казахстана" и АО "Банк развития Казахстана". Холдинг "Байтерек", к слову, привлек даже стратегического партнёра – американскую компанию StewartEngineers, Inc, которая обладает необходимым опытом строительства и управления по производству листового стекла и располагает патентами на самые передовые технологии в изготовлении стекольной продукции.

Стекольный завод 

Как рассказывают региональные журналисты, к стекольщикам в последнее время перестали возить солидные делегации. Арест Куандыка Бишимбаева, происшедший 12 января, по мнению многих, может негативно отразиться на будущем одного из самых амбициозных проектов Кызылординской области.

«Что будет с «суперпроектом» Крымбека Кушербаева?» — Власти Кызылординской области все же намерены довести до финишной черты скандальный проект строительства стекольного завода. Аресты бывшего главы госхолдинга «Байтерек», который оттуда был переведен на пост министра экономики, и его «сподвижников», подозреваемых в хищении миллиарда тенге из бюджета проекта, увы, так и не стали поводом для трезвой оценки его сути и перспектив.

Впрочем, это классика жанра: чем выше стоимость проекта и чем больше «вес» причастных к нему лиц, тем меньше вероятность того, что от него откажутся, даже если обнаружится его полная непригодность.

Начнем с последнего, непригодности. Этим проектом, занявшим почетное место в республиканской Карте индустриализации, мы заинтересовались давно и, как показывают последние события, отнюдь не случайно. Он реализуется с подачи холдинга «Байтерек». Отсутствие опыта работы в данной отрасли, похоже, только усилило жажду «болашаковцев», входящих в руководство «Байтерека», к экспериментам. Их решено было ставить на «дочке» холдинга – Инвестиционном фонде Казахстана, который ради этого слился в тесных объятиях (в рамках совместного предприятия, получившего название Orda Glass Ltd) с малоизвестной даже специалистам американской компанией Stewart Engineers. Последняя, как впоследствии выяснилось, стояла на грани банкротства, а в ее офисе трудилось всего с десяток человек.

Но и власти Кызылординской области, и руководство госхолдинга «Байтерек» выдавали эту затею за технологический прорыв, сулящий достижение таких крутых высот, что упадешь и шею сломаешь: мощность завода составит 197,1 тысячи тонн в год, или 600 тонн стекла в сутки; планируемый срок окупаемости – 11 лет; 70 процентов продукции будет направляться на внутренний рынок, а остальная пойдет на экспорт – в Турцию, Иран, Россию, страны Средней Азии.

Куандык Бишимбаев презентует проект

Однако в реалистичности таких перспектив заставили усомниться специалисты. Они на пальцах доказали, что в кызылординской степи надувается очередной дорогостоящий «мыльный пузырь», а громкие обещания, слетающие с уст чиновников и высокопоставленных топ-менеджеров в государственных рясах, – банальное пустословие. По словам знающих людей, вряд ли будущему заводу удастся насытить внутренний рынок. И тем более инициаторам затеи не стоит облизываться, заглядываясь на чужой кусок пирога. Как говорится, не на ту лошадку поставили.

«Мутное стекло» — О судьбе стекольного завода из “дела Бишимбаева” всерьез заговорили в мажилисе. В среду на пленарке депутат Азат ПЕРУАШЕВ усомнился в целесообразности миллиардных вложений в строительство скандального предприятия, поскольку, по его мнению, окупаемость этого проекта может растянуться без малого на двести лет!

По словам парламентария, опасения вызывает финансовое состояние стекольного завода, которое ухудшается из года в год.

— Какая фактическая стоимость проекта стекольного завода в Кызылорде? Согласно письму холдинга “Байтерек” от 8 апреля 2015 года она оценивалась в 52 миллиарда тенге, или 280 миллионов долларов по официальному курсу на тот момент. Сейчас представители госорганов говорят в прессе о 42 миллиардах тенге, что составляет около 163 миллионов долларов по текущему курсу. Исполнителем проекта является иностранная компания, оборудование также приобреталось за рубежом, следовательно, основная часть изначально оплачивалась в валюте. Кроме того, если данные о хищениях миллионов долларов подтвердятся, не приведет ли это к необходимости дополнительного финансирования проекта? Если же финансирование не потребуется, то не означает ли это, что в бюджет проекта изначально закладывалась завышенная сумма, не соответствующая реальным расходам на его реализацию? — задал вопрос правительству г-н Перуашев.

Депутат не поленился подсчитать, сколько времени понадобится, чтобы окупить этот проект.

— Правда ли, что при таких вложениях налоговая отдача для региона составит около 220 миллионов тенге в год? То есть государство взамен всех выделенных средств получит идентичную сумму в бюджет только через 190 лет? — задался он риторическим вопросом.

«Муратхан Токмади: Стекольный завод в Кызылорде теперь могут спасти только профессионалы» — Основатель компании "КазСтройСтекло" Муратхан ТОКМАДИ — Было предложение от немецких партнёров за 22 месяца сдать такой завод – можно было в докризисный период всё закупить, притом на хороших условиях. Это всё было потеряно только одним человеком по фамилии Бишимбаев.

Теперь проект надо доверить профессионалам, которые разбираются в этом. Речь всё-таки идёт о больших государственных деньгах. Ситуацию надо исправлять, а такое могут сделать только профессионалы. Если нам доверят, то мы приложим все силы, чтобы проект довести до ума. Это нужно для страны, для отрасли. Для нас в первую очередь, для переработчиков. Но без вмешательства тех, кто уже натворил дел. Если отдадут опять какой-нибудь дочерней компании "Байтерека", результат будет тот же самый. Здесь надо подойти по-хозяйски.

Я его никогда не считал компетентным специалистом. Я просто удивился, когда после моего интервью он стал министром национальной экономики. Разочарование испытываю. Он же ещё препоны создавал потом. Бизнес переводил в личное. Даже когда меня избрали президентом Федерации триатлона, он звонил руководству нашего спорта.

Конечно, я не желаю никому его участи. Желание урвать, не думая о последствиях, не думая о производстве, о проекте, в целом о бизнес-среде – это всё же, несмотря на такие показательные вещи, в нашей стране происходит. Одно только лишь сожаление испытываю, что такой инновационный индустриальный проект, реально нужный, просто из-за таких, как он, пускается под откос.

«Стекольный завод в Кызылорде достроят в октябре 2017 года» — Глава НУХ "Байтерек" Ерболат ДОСАЕВ прокомментировал ситуацию вокруг стекольного завода в Кызылординской области. По его мнению, это очень важный проект для региона.

"Я считаю, это один из самых суперважных проектов. Для Кызылординской области, которая не так диверсифицирована, как другие регионы, это принципиально важный вопрос – создание такого рода производства ", – сообщил Досаев в кулуарах заседания коллегии Министерства по инвестициям и развитию РК. Он подчеркнул, что завершение строительства планируется в октябре 2017 года.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.