Алматы. 12 апреля. КазТАГ – Владимир Радионов. Казахстану не хватает 1 млн человек с высшим образованием, считает министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев.
«Учитывая развитие, скажем, России, у них на 17 млн человек людей с высшим образованием больше, чем у нас. Китай вообще каждый год выпускает из вузов одно население целой Австралии. По нашим подсчетам, сегодня в Казахстане не хватает 1 млн человек с высшим образованием», — сказал Е. Сагадиев в ходе форума, посвященного Дню науки РК, в среду.
Говоря о важности увеличения числа людей с высшим образованием, министр подчеркнул, что только человек с высшим образованием, за редким исключением, может создавать новые рабочие места.
«Мы не готовим специалистов с высшим образованием по спискам акиматов, мы готовим высокообразованную нацию. Сегодня один ученый или небольшая группа может создать новую научную отрасль. Роль человеческого капитала в конкурентоспособности государства сегодня составляет 70%», — считает Е. Сагадиев.
Вместе с государственным финансированием высшего образования министр возлагает большие надежды на софинансирование по подготовке высокопрофессиональных специалистов со стороны бизнеса.
«Как должно быть в идеале? Существует 1,5 тыс. грантов на подготовку PhD, 1,5 тыс. предприятий объединяются с НИИ и образовательными учреждениями, на выходе 1,5 тыс. PhD приходят на производство», — делится планами Е. Сагадиев.
В связи с этим глава МОН коснулся вопроса коммерциализации науки и ее связи с отраслями производства.
«Ученый должен идти не в институт, а на производство, и там доказывать свою полезность, чтобы бизнес проголосовал за него рублем. В 2016 году бизнес направил на финансирование прикладной науки 1 млрд тенге, в 2018 году мы намерены достигнуть 7 млрд тенге», — уточнил министр.
Однако президент Национальной академии наук Марат Журинов усомнился в желании бизнеса добровольно тратить средства на науку.
«В свое время мы отдали два института «КазМунайГазу» в надежде, что они будут выпускать специалистов для отрасли. В итоге они вообще перестали финансировать науку. (…) Монополист выпускает продукцию – зачем ему наука? Надо принудить их отдавать, скажем, 1% от доходов именно на науку», — считает М. Журинов.
В свою очередь сенатор Ахан Бижанов уточнил, что сейчас вклад бизнеса в финансирование науки от общего объема составляет порядка 20%, тогда как в развитых странах эта доля значительно выше.