Сигареты дорожают. Потребители переходят на контрабанду

В рыночной экономике Казахстана «белой» частью табачный сегмент не ограничивается

Пачка сразу бросилась в глаза отсутствием на ней картинок-страшилок из серии ужасов о вреде курения. Попросив ее у знакомого Курильщика в руки, я убедился, что никакой акцизной марки на ней тоже нет. Сам хоть и бросил курить еще в четвертом классе общеобразовательной школы, но за индикаторами экономической жизни страны (водка, бензин, однокомнатные квартиры, хлеб, проезд в общественном транспорте) слежу. Отвечая на вопрос цены, Курильщик сообщил: 1300 тенге блок (10 пачек по 20 сигарет в каждой). Разговор состоялся уже после того, как правительство ввело в действие постановление о минимальной розничной цене 20 сигарет с фильтром, без фильтра и папирос в 300 тенге.  

Для чистоты эксперимента я попросил Курильщика купить пару блоков «дешевых» (контрабандных, если называть вещи своими именами) сигарет. Тот ответил, что приобретает их жена (а кому еще заниматься вопросами экономии семейного бюджета?) «из-под полы», как говорили во времена недавние, теперь почти былинные. Однако просьба была уважена, и вскоре человек позвонил: сигареты на месте и их надо забрать.

Оказалось, что по цене «1400 тенге блок» мне купили сигареты «FAST». Сам Курильщик одно время употреблял их, но когда цена табачных изделий без акцизных марок поднялась с 1000 тенге до 2000 (с временной остановкой на 1500) за блок, он перешел на менее дорогие «BRASS». В итоге получилось, что пока правительство продолжает поднимать минимальную планку цен на «белые» табачные изделия, рынок контрабанды более гибко реагирует на платежеспособный спрос. Когда бизнесмены из теневой части экономики поняли, что 2000 тенге за блок (200 тенге пачка) «FAST» для «бюджетных» курильщиков – много, то без проблем отыграли 600 тенге назад. А ведь у них тоже наверняка имеются серьезные издержки, бизнес же как ни крути незаконный (таможня, полиция, налоговики, администрация базаров, чиновники).

Контрабандные сигареты

В моем круге общения только один (!) человек бросил курить из-за высоких цен на сигареты. Случилось это два с лишним года назад сразу после Нового года. А вот число подсаживающихся на контрабанду растет. Все это вызывает неизбежные вопросы об адекватности государственной политики в табачном вопросе. В Казахстане гетто для курильщиков и парализацию их в правах начали вводить не в инициативном порядке, а в связи с мощным международным импульсом (прежде всего из США и Европейского союза). На Западе перед началом антитабачной кампании провели полномасштабные исследования и выяснили, что налоги от табачной индустрии не покрывают издержки, которые несет общество из-за курения (лечение, потеря трудоспособности, конфликты). Однако общества в разных странах планеты отличаются, и степень коррупции в них – тоже.

Сторонники повышения минимальных цен сигарет указывают на их сравнительную дешевизну в Казахстане. Но жизнь уже показала, что и при существующих расценках контрабандная продукция себя вполне нормально и конкурентоспособно чувствует. Все признают, что сигареты хотя бы частично снимают стресс. Спортзалы, пешие прогулки, езда на велосипеде, театры, кинотеатры, бани тоже эффективно борются со стрессом, но в массовом измерении, пожалуй, главными конкурентами для табака до сих пор остаются алкоголь да каннабис. 

Гарун Агацарский как-то сказал, что правильного решения порою нет, но лучшее решение есть всегда. Сегодня уже видно, что политика постоянного повышения цен на табачные изделия натолкнулась на приток в Казахстан контрабанды. Власти могут и дальше заниматься самообманом, однако вряд ли это поможет реальному положению дел.       

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.