Исламские экстремисты и воинствующие безбожники: найдите три отличия

Не все читатели знают, что в раннем СССР проводились «безбожные пятилетки». Борцы с религией были уверены, что несут в мир Свет Истины

Вторая и главная «безбожная пятилетка» (первая была как бы разминкой) стартовала ровно 85 лет назад, в середине мая 1932 года. Формально она представляла собой не государственную программу, а общественную. Её проводил в жизнь Союз воинствующих безбожников (СВБ), который объединял несколько миллионов человек.

Цель у пятилетки была простая: «окончательно изжить религиозный дурман». К 1935 году в СССР собирались закрыть последнюю церковь, мечеть и синагогу. А ещё через пару лет советские люди должны были «полностью забыть имя Бога».

В стране огромными тиражами издавалась экстремистская литература – газета «Безбожник» и журнал с таким же названием. Они и сегодня доступны в архивах. Грозный пафос антирелигиозной публицистики тех лет очень напоминает современные лозунги исламских экстремистов. Суть там и здесь одинаковая: мы пришли спасти этот мир! Он погряз в несправедливости и невежестве. Но мы несём народам алмазный сияющий свет, нерушимую истину. Ни перед чем не остановимся, чтобы сделать человечество счастливым. А тех, кто не захочет становиться счастливым – убьём.

Возможно, сравнивать с ИГИЛ надо не только Союз воинствующих безбожников, но и всё молодое советское государство. Убившее «на пути к истине» тысячи священнослужителей, разрушившее сотни церквей и мечетей. Однако именно СВБ находился на острие атаки. Он наиболее полно воплощал суть и смысл происходящего.

безбожная пятилетка

Среди борцов против веры были отъявленные негодяи и светлые бескорыстные рыцари. Как и сегодня среди борцов за веру. Но все они и тогда, и сейчас, разрушали, а не строили. Борцы против веры тоже делали ставку на молодёжь. Её легче поднять на «движняк», убедить в том, что у сложных проблем бывают простые решения. Это ведь только с возрастом человек, да и то не всякий, начинает понимать, что количество порядочных людей среди верующих и неверующих одинаковое. Жуликов и лицемеров по обе стороны от этой черты тоже поровну. Верить или не верить в Бога – личное дело каждого. А загонять железной рукой человечество в счастье есть мерзость и перед Всевышним, и перед человеческими законами…

В тех давних событиях есть и другие интересные параллели. Например, недавно мне рассказали, что в начале 1930-х годов свой Голощёкин (надеюсь, нашим читателям не надо объяснять, кто это такой) был не только в Казахстане, но и в Ингушетии. Там этого пришлого первого секретаря звали Иосиф Моисеевич Чернобров. Он не менее решительно проводил среди ингушей курс на коллективизацию, а также на искоренение ислама. Чернобров лично возглавил местное отделение Союза воинствующих безбожников. Требовал, чтобы туда записались все «коренные» руководители республики и просто все сознательные граждане. Ещё одной фишкой нового партийного секретаря было развитие в мусульманской Ингушетии свиноводства.

Судьба этого человека сложилась трагически. После одного из зажигательных выступлений в горном ауле местные жители напали на Иосифа Моисеевича, убили его и отрезали голову. Её потом так и не нашли. На суде один из обвиняемых, отвечая на вопрос – где голова убитого партийного секретаря, ответил: «наверно, у него вообще не было головы. Иначе бы он не говорил того, что говорил и не делал того, что делал». По делу Черноброва в Ингушетии были расстреляны более двадцати человек. Однако фронтальное наступление на религию прекратилось.

Не принесла ожидаемых результатов и «безбожная пятилетка» в целом по стране. Несмотря на все усилия, число безбожников перестало расти и даже снизилось. «Борцы с дурманом» готовы были сражаться и дальше, однако Сталин уже понял, что кавалерийский наскок тут не годится. В апреле 1936 года, ознакомившись с проектом программы очередного съезда ВЛКСМ, где были слова «Комсомол решительно и беспощадно борется с религиозными предрассудками» – Сталин подверг его критике. Он заявил: «Зачем решительно и беспощадно? Терпеливо надо разъяснять молодежи вред религиозных предрассудков, вести среди молодежи пропаганду материалистического мировоззрения».

С этого момента в СССР начался тихий закат «безбожной пропаганды». От верующих не то, чтобы совсем отстали, но прекратили их повсеместно тиранить. А с началом войны церковь и вовсе возвратили в союзники государства и воспитатели патриотизма.

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.