Газета Financial Times опубликовала переданную из Бейрута аналитическую статью Эрики Соломон под названием «Syria de-escalation deal stirs fears of carve-up by foreign powers» — «Соглашение, призванное обеспечить деэскалацию в Сирии, порождает опасения касательно раздела страны иностранными державами».
В предисловии к ней говорится так: «Российский мирный план по Сирии способен спровоцировать борьбу за территорию между враждующими группировками».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «Рассматривавшийся в этом месяце российский план, предполагающий разделение растерзанной гражданской войной Сирии на «зоны деэскалации», имеет целью прекращение боевых действий, которые ведутся вот уже в течение шести лет. Но он, скорее, может породить ожесточенное международное соперничество за влияние в этой раздираемой войной стране.
Но даже сейчас, когда в некоторых частях Сирии наблюдается хрупкое прекращение огня, повстанцы и дипломаты опасаются возникновения стычек за контроль над южными и восточными районами. Назревающая борьба – по большей части из-за земель, удерживаемых воинствующей исламистской организацией ИГИЛ, — может втянуть поддерживаемые американцами и иранцами группировки в такое вооруженное противостояние, которое не имеет ничего общего с сирийским конфликтом и больше связано со стратегическими интересами держав.
Повстанцы и западные дипломаты утверждают, что напряженность была обусловлена договоренностью, достигнутой на проходивших в столице Казахстана Астане переговорах, которые привели к созданию четырех зон деэскалации. Такой шаг многими участники конфликта рассматривается как определение потенциальных сфер влияния иностранных держав, поддерживающих различные силы на местах. Сражающиеся против президента Башара аль-Асада повстанцы и представляющие страны региона дипломаты предупреждают о том, что такое соглашение ведет к разделению Сирии.
«Ситуация в Сирии после переговоров в Астане уже не такая, как прежде, — сказал один региональный дипломат. – Независимо от того, окажется ли заключенное в Астане соглашение картой разделения страны или распределения власти, теперь идет гонка в целях получения самой большой доли».
Договоренность, достигнутая в Астане Россией, Ираном и Турцией, нацелена на замораживание боевых действий в некоторых участках центральных провинций Хомс и Хама, а также южных и северных регионов. А вот отдельные участки на востоке и юге остались неотмеченными.
Восток располагает важнейшими для страны ресурсами, включая нефть и сельское хозяйство, а также там кроются немаловажные стратегические выгоды для международных покровителей, которые помогают добиться его освобождения и возвращения. Победитель получит право связывать или блокировать стратегический маршрут Ирана, следующий от Тегерана — через Ирак и Сирию – до его критически важного союзника – Хезболлы, ливанской шиитской группировки.
Западные дипломаты говорят, что США и Великобритания пытаются договориться с Москвой о заключении соглашения касательно поддерживаемой Западом южной буферной зоны, где порядок мог бы поддерживаться иорданскими войсками.
Контроль над югом может обернуться либо созданием «буферной зоны» при потенциальной поддержке США, либо появлением поддерживаемых Ираном сил у порога Израиля — основного регионального противника Тегерана и самого важного союзника Вашингтона на Ближнем Востоке.
Одни дипломаты считают, что россияне готовы пойти на заключение сделки с американцами, которые при бывшем президенте Бараке Обаме оказались отодвинутыми на задний план в Сирии. Другие утверждают, что Россия стремится подорвать наступление поддерживаемых Соединенными Штатами сил в Восточной Сирии и предоставить правящему режиму страны и его таким региональным союзникам, как Иран, возможность забрать остальную часть этой территории под свой контроль».
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.