Министр экономики РК Тимур Сулейменов: «Лично у меня отношения [Трампа] с Китаем вызывают страх»

«США являются важным стратегическим политическим партнером для Казахстана, их политический вес значит намного, намного больше, чем их же экономическая роль. А вот Китай важен в обоих смыслах. Он является политическим партнером и экономическим партнером» - сказал он

Британская газета Financial Times опубликовала переданную из Астаны статью Генри Фоя под названием «Eurasian Economic Union close to free-trade deal with Iran» — «Евразийский экономический союз близок к заключению с Ираном соглашения о свободной торговле».

В предисловии к ней говорится так: «Возглавляемый Россией единый рынок стремится к установлению более тесных связей с Тегераном, тогда как США отходят в сторону от иранского режима».

Далее уже в самой статье излагается следующее: «Подконтрольный Москве Евразийский экономический союз намерен завершить к концу года переговоры с Ираном по соглашению о свободной торговле. Такой план отражает усилия России и других стран-членов ЕАЭС по углублению связей с Тегераном. Эти инициативы по вопросам торговли предпринимаются в условиях проявления признаков того, что отношения Ирана с США при администрации Дональда Трампа будут ухудшаться.

Тимур Сулейменов

На прошлой неделе президент США устроил Ирану словесный разнос, обвинив его в «разжигании огня секторальных конфликтов и террора». Говорил он такие слова в ходе своего визита в Саудовскую Аравию и Израиль, которые являются региональными соперниками этой страны, и через несколько дней после того, как иранцы переизбрали умеренного президента Хасана Рухани, придерживающегося курса на возобновление международного сотрудничества.

Россия сотрудничает с Ираном по ряду геополитических вопросов. Самым ярким примером такого сотрудничества представляется их взаимодействие в ходе войны в Сирии. Эти две страны стремятся углубить свои отношения с тех пор, как в 2014 году ЕС и США ввели санкции в отношении Москвы.

Заключение соглашения о свободной торговле явилось бы примечательным достижением для зарождающегося ЕАЭС — единого рынка России, Казахстана, Белоруссии, Кыргызстана и Армении, созданного в 2015 году, — и ознаменовало бы собой значительное укрепление отношений между Ираном и бывшими советскими республиками. «Мы полагаем, что к концу года мы будем в состоянии предъявить что-то существенное… завершенные переговоры», — сказал министр экономики Тимур Сулейменов.

Премьер-министры стран-членов ЕАЭС в марте приняли решение о придании приоритетного значения переговорам с Тегераном, отдавая должное возможности выхода за пределы объединенного рынка евразийского блока с населением 183 миллиона человек.

«Нам хотелось бы, чтобы рамочный документ был подписан уже тогда», — сказал господин Сулейменов, который стал министром в декабре, проработав до того министром по экономике и финансовой политике ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) в Москве.

Вместе с тем господин Сулейменов предупредил, что всякий откат в американо-китайских торговых отношениях обернется ущербом для Центральной Азии.

«Лично у меня отношения [Трампа] с Китаем вызывают страх», — сказал господин Сулейменов.

«США являются важным стратегическим политическим партнером для Казахстана, их политический вес значит намного, намного больше, чем их же экономическая роль. А вот Китай важен в обоих смыслах. Он является политическим партнером и экономическим партнером» — добавил он. «И если произойдет что-то плохое с американо-китайскими отношениями, это скажется на нас. Будь то торговая война или обесценение юаня, — сказал 39-летний министр, получивший образование в США, — следствием окажется множество неприятностей, которые коснутся нас».

Китай является крупнейшим инвестором Казахстана и его главным экспортным направлением. Ежегодно Пекин ввозит в страну товары примерно на 6 миллиардов долларов. Китай также сместил традиционного регионального тяжеловеса в лице России с позиции крупнейшего торгового партнера некоторых соседних с Казахстаном стран».

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.