Экономика всех притомила. Притомил парламент, притомило правительство и местные исполнительные органы: много абсурдных, парадоксальных, с точки зрения здравого смысла, решений, словно мы не в Казахстане живем, а в какой-нибудь миниатюре злословного сатирика.
Но большинство все еще волнует ЕНПФ с его, нет, уже не с бэкграундом, когда взяли да и слили все рыночные институты в один котел, испортив все планы на будущее, а с его, что называется, новейшей экономикой. Это отдельная история, и вообще нонсенс для любого профессионального экономиста. Но только не для Айдархана Кусаинова.
Несмотря на отличное профессиональное реноме, да, это правда, его имя на слуху, у него солидный послужной список (успешно выстраивал карьеру в крупнейших компаниях – КазТрансОйл, КазТрансГаз, Транспорт нефти и газа, и в арсенале три высших образования), нет википедийной определенности, например, неясно, в какой временной период он пребывал на студенческой скамье (Айдархану Маратовичу все-таки стоит раскрыть свои карты).
Поскольку экономика всех притомила, мы постараемся избежать строгих экономических разборок, хотя они тоже потребуются. Но мы дадим легковоспринимаемый вариант, который приемлем даже с низкокалорийной финансовой грамотностью.
Об его экономических убеждениях можно судить по высказываниям в интервью, которые г-н Кусаинов щедро раздает. Рубль за 6-7 тенге он считает необходимой реальностью, чтобы наконец привязаться не к рублю, а к доллару. Правда, чем отличается привязка к доллару от привязки к рублю? Чем это лучше? Просто создать запас для конкурентоспособности? Если Россия сегодня является основным нашим торговым партнером, в отличие от американской экономики, зачем привязываться к доллару? Не есть ли это заблуждение?
Он вообще исповедует политику слабого тенге, так как это, дескать, благоприятно влияет на конкурентоспособность национальной экономики. То, что ослабление валюты, увы, эту конкурентоспособность не повысило после череды девальваций, вопрос второстепенной важности? А то, что обычные казахстанцы в большинстве своем, из-за падения тенге и реальных доходов, вообще превращаются в людей второго сорта, это вообще мало кого занимает из пула экономических аналитиков, не исключая и самого Айдархана Кусаинова.
Впрочем, наш экономист знает, на какие педали жать. Часто и открыто говорит в своих интервью о коррупции. Респект! Потому что это гораздо шире, чем просто обзор экономических реалий и перспектив.
В принципе, он часто расставляет правильные акценты, за что снискал уважение публики: если бы существовал индекс доверия к экономистам, он бы получил, пожалуй, самый высокий балл. Видно, что человек образован, объективен и по большому счету не гонится за славой с помощью различных манипуляций.
И тут его назначают советником председателя Национального банка. Кусаинов оставляет свое детище, основанную им еще в 2005 году консалтинговую компанию «Алмагест» (конечно, вряд далеко отходит от дел, как это водится, но нужно соблюсти формальные требования к служащим госучреждения).
Представить его в качестве советника Келимбетова, предшественника Данияра Акиешева на посту главы Нацбанка РК, невозможно – Кусаинов нещадно критиковал политику Келимбетова. Но в команде Акишева ему находится место, причем, в первых рядах.
И он, несмотря на в целом комплементарное отношение к председателю Нацбанка РК Акишеву, не все действия одобрял в политике Нацбанка. Например, он полагал, что инфляционный коридор должен быть куда более мягким. Конечно, это не вписывается в парадигму традиционных заявления Нацбанка, и тем интереснее.
Советники обычно являются «серыми кардиналами» – это мозг того босса, которому он служит. За редким исключением – на ум приходит, пожалуй, только Ермухамет Ертысбаев, который долгие годы являлся советником главы государства и являлся абсолютно медийной персоной, который находился на передовой – был открыт, излучал разные инициативы и обкатывал будущие решения, еще – Олжас Худайбергенов, который также служил советником у главы Нацбанка, только тогда это был Кайрат Келимбетов. На этом аналогии исчерпаны.
И вот – явление Айдархана Кусаинова народу. Ему была уготована роль не заштатного советника, который лишь обивает пороги своего босса в надежде быть услышанным и понятым, а вполне самостоятельная ипостась.
«Обмороженный человек проклинает того, кто его растирает. Поэтому-то Акишев оказался сегодня под ударом. То, что глава Нацбанка не общается с прессой, в чем его сегодня обвиняют СМИ, на мой взгляд, абсолютно нормально. Председатель Национального Банка не должен ходить и раздавать комментарии всем желающим. Это совершенно нормальное отношение профессионала к средствам массовой информации. Это вовсе не означает, что он их не уважает. Просто ему достаточно было заявить официальную позицию – он не обязан бегать и разжевывать собственные слова», — вот такая показательная отповедь советника главы Нацбанка всем СМИ. Но поскольку информационный вакуум надо чем-то восполнять, PR-служба явно не справляется, эту миссию на себя взял Айдархан Кусаинов.
Вскоре увидел свет его монументальный труд, распространенный в СМИ, «Накопительная пенсионная система. Все не так как кажется». Он представлен в качестве готовых глав, без эксклюзивной публикации, которые охотно, как горячие пирожки, разобрали журналисты: ничего и переделывать не нужно, ставь и тиражируй!
Но иногда даже известных экономистов надо перепроверять. В чем мы убедились, вдумчиво ознакомившись с мифами, развенчанием которых в своей статье и занимался Айдархан Кусаинов.
Продолжение следует
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.