«Дайте, дайте мне человека, чтоб я мог любить его! Где этот человек? Куда спрятался этот человек? Как Диоген с фонарем, ищу я его всю жизнь и не могу найти, и не могу никого любить, доколе не найду этого человека» – восклицал Фома Фомич Опискин из «Села Степанчиково…».
У нас вот тоже в конце каждого года ищут Человека. Есть такой проект — «Имя Родины». Идея состоит в том, чтобы «выбрать наиболее значимых казахстанцев, имена которых сегодня ассоциируются с достижениями страны и формируют облик независимого Казахстана».
Не мучайтесь, товарищи. Я вам его уже нашла.
Нет, он не опускался на дно морское, и не взмывал под небеса. Его портретов на улицах не видно. И студенческие аудитории не замирают благоговейно, когда он взбирается на кафедру, потому что он на неё не взбирается.
Да кто же он?
С некоторою торжественностью возвещаю — да грянет это имя!
Бахыт Тулегенович Рустемов.
Литературный псевдоним — Бронислав Аравийский.
На мой простодушный взгляд, ни один человек в стране не выражает наше время так полно, так выразительно (простите за каламбур) и так всеобъемлюще, как это делает Бахыт Рустемов.
Вот что пишет о нём глобальная сеть:
«Бахыт Рустемов; род. 21 декабря 1952 года, — экономист, финансист, философ, писатель, журналист, публицист-международник, историк, теолог, переводчик, музыкант, поэт. Известный общественный деятель Казахстана. Народный дипломат, ведущий масштабную работу по популяризации Казахстана за рубежом. Награждён юбилейной медалью «100 лет пребывания болгар в Казахстане».
Какие-то странные люди называют его «Казахским Отто Лацисом», «Казахским Христофором Колумбом», наделяют пышными прозваниями — «Дипломат от литературы», «Литературный дипломат», «Посол духа», «Посол Мира», «Первопроходец публицистики».
Что правда, то правда. Нет такой области человеческого бытия, по которой первопроходец Бахыт Тулегенович не высказал бы своего собственного веского мнения.
И оцените его гражданский пафос — несколько раз письменно обращался к Пан Ги Муну, Джорджу Бушу и Бараку Обаме о снятии блокады с Кубы! Как говорил некий безвестный военрук: «Пока вы тут смеётесь, кукрыниксы в Америке негров вешают».
Или вот, например, про женский вопрос:
«Мы их (женщин) толкаем на нарушение нравственных норм общества. Не даём им возможности на законных основаниях создать семью». И поэтому Рустемов призывает узаконить многожёнство.
И другие не менее странные люди тоже бескорыстнейше пишут о Рустемове в самых кротких и почтительных выражениях: «Узнали мы, что в Саудовской Аравии, на приеме у короля — из Казахстана, за всю современную историю, были только двое людей — Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев и… Бахыт Рустемов».
Особенно впечатляет этот сказовый зачин – «Узнали мы…».
«На последних выборах в маслихат Астаны вместо достойного во всех отношениях писателя Рустемова, поднимающего имидж страны на международной арене, аким Тасмагамбетов предпочел начальника аэропорта» — негодует безымянный комментатор на личном сайте писателя.
«Не многие знают, что Рустемов трудится 15-18 часов в сутки. В течение пяти лет написал почти двадцать книг! Автор более двадцати научных трудов и трех тысяч публикаций. Это единственный писатель в Казахстане, кто пишет свои труды на трех языках — казахском, узбекском и русском, — и еще на арабском. Общий объем его письменных работ составляет более десяти тысяч страниц! Это ли не сенсация в казахстанской и мировой культуре?».
«По приглашению Президента Узбекистана Бахыт Рустемов был единственным почетным гостем из Казахстана на праздновании 20-летия независимости Республики Узбекистан». А ведь узбеки не казахи, кого попало в гости не зовут.
А вот что пишет сам о себе Бахыт Рустемов. И сколько же горечи и сожаления в его словах:
«В Казахстане самостоятельно издавать книги – тяжёлое дело. Особенно серьёзную литературу. Потом появляется проблема с реализацией книг. В итоге пропадает интерес к творчеству, писательскому делу. В конечном счёте, всё это влияет на здоровье авторов работ. А вот то, что творческий человек получает двойной, а то и тройной удар по своему простому человеческому самолюбию, когда его не читают, не покупают, и тем более, когда его не слышат и не хотят слышать. Разочарование притупляет патриотические чувства любого человека. Тем более творческого… Я никогда не был членом какой-либо команды. Считал, что нахожусь в команде Президента. Сейчас сделать карьеру нелегко. Не те принципы подбора и расстановки кадров. То, что ты грамотный, умный, опытный и патриот своей страны, на это уже не смотрят».
Айтпаныз, Бахыт Тулегенович. Не смотрят, не смотрят, окаянные.
А тем временем обожатели Бахыта Рустемова всё не унимаются:
Ралиф Нурисламов, ветеран труда: «Твои два документа прочитал и ахнул! Ты вполне заслуживаешь места, примерно, трёх министров. Неужели Казахстан так быстро разбогател на талантливых людей, если ты со своим умом и подготовкой стоишь гораздо выше, чем любой гражданин страны? Ты не только писатель, а скорее универсально развитая личность!».
«Сам же Рустемов ютится в крошечном кабинете, который переоборудовал из лоджии, где зимой бывает очень холодно, но зато греют полки, заваленные книгами. Там по ночам он пишет — сидя на забавном детском раскладном стульчике перед монитором, в теплых меховых тапочках, ужасно усталый, но счастливый, что живет в волшебном мире литературы. А этот мир у него — действительно интересный: он издал книгу об инопланетных цивилизациях и первым в Казахстане выступил по поводу эволюционной теории Дарвина».
Читала я эту статью. В титаническом опусе «Величие свершаемых дел». Толстенькая такая книженция. Про то, как наша страна семимильными шагами двигается к сияющим вершинам чего-то там. Приведу лишь одну цитату: «Утверждение, что человек произошёл от обезьяны, несостоятельно. Между человеком и обезьяной большая разница».
Иной сердобольный читатель всхлипнет сочувственно – чего пристала к человеку? Безвредный же совершенно тип. Сидит себе ровно на раскладном стульчике. Выводит свои кривые графоманские каракули, пачкает бумагу, грозит немощным кулачком своим ничтожным врагам и в упор не замечающим его большим начальникам. Одно слово – Аравийский.
Безусловно, маленький человек, тщетно мечтающий о роскошной генеральской шинели, достоин всяческого сочувствия и сожаления.
Пока листала непроходимые фолианты Бахыта Рустемова, всё мучилась — кого он мне напоминает? Вспомнила.
Их всех.
Болтливых пастырей, не вылезающих из телевизора. Профессиональных демагогов. Классиков, как они сами себя скромно называют. Поющих друг дружке дифирамбы и воскуряющих взаимовежливый фимиам. Фальшивых писателей, поэтов, драматургов, композиторов, учёных, академиков, профессоров с их ворованными диссертациями и глупейшими медальками. Мастеров культурки. Чинно и благонравно сверкающих лысинами в президиумах. Приживальщиков, пихающихся локтями у казённого корыта с комбикормом. Мнящих себя столпами общества и солью земли. Жуков-древоточцев, заваливших библиотеки словесной трухой и псевдолитературными опилками. Чушью и дурью.
Скоро они нас всех похоронят в этой трухе.
Слышите, скрипят ржавыми перьями?
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.