22 июня информационные агентства распространили новость – «Россия ведет переговоры по отправке военных из Казахстана и Кыргызстана в Сирию» — Глава комитета Госдумы по обороне Владимир ШАМАНОВ подтвердил РИА Новости, что Россия ведет переговоры с Казахстаном и Кыргызстаном по отправке военных из этих стран в Сирию, передает BNews.kz. Как сообщает РИА Новости, в Турции заявили, что РФ предложила отправить в Сирию военных из Казахстана. Ранее представитель президента Турции Ибрагим КАЛЫН заявил, что российская сторона выдвинула предложение направить в зоны деэскалации в Сирии военных из Киргизии и Казахстана.
Казахстан и Кыргызстан могут быть заинтересованы в участии своих военных в сирийской операции и использовать для этого миротворческий механизм ОДКБ, говорят опрошенные РБК российские эксперты. Для Казахстана и Кыргызстана отправка их войск в Сирию — интересный опыт, отметил в разговоре с РБК главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей ФРОЛОВ: во-первых, это способ увеличить свой вес на международной арене, а во-вторых, возможность обкатать свои войска в боевой обстановке.
Айдос САРЫМ – «Я категорически против отправки наших воинов в Сирию» — Это чревато для нас прямыми человеческими потерями. Операция предполагает военно-полицейские меры, а значит прямой контакт с населением страны. А это не бомбежки исподтишка. Одно дело забомбить, а другое — обеспечивать мир и зачищать. Россия сама в это ввязалась, пусть сама и расхлебывает. Вряд ли ПУТИН согласовывал это с коллегами по ОДКБ. Это страна, которая всегда относилась к своим как пушечному мясу. Нам этого не надо. Опыта лучше так не набирать.
Это приведет к тому, что развяжет новую волну терроризма внутри Казахстана. Обвинения в прямом участии в чужой войне развяжет руки идеологам терроризма. Последствия могут быть непредсказуемыми. Кроме того, это лишит нас права быть посредниками и миротворцами, поскольку полицейская операция предполагает поддержку мясника и убийцу Асада.
«МИД РК: Казахстан ни с кем не ведет переговоры о направлении в Сирию своих военнослужащих» — Как отметили в ведомстве, предоставление Казахстаном площадки Астаны для встреч заинтересованных сторон является реальным вкладом нашей страны в процесс урегулирования сирийского кризиса.
В МИД заверили, что Казахстан ни с кем не ведет переговоров по вопросу направления в Сирию своих военнослужащих. Вопрос о том, как будет обеспечена безопасность и эффективность четырех зон деэскалации в Сирии в настоящее время находится в компетенции стран-гарантов Астанинского процесса, которые обсудят эти и другие вопросы в ходе очередной встречи 4-5 июля в столице Казахстана.
"В любом случае для нашей страны принципиально важным условием даже для рассмотрения возможности направления своих миротворцев в любую горячую точку мира является наличие резолюции Совета Безопасности ООН и соответствующего мандата этой всемирной организации", — говорится в сообщении.
«Казахстан не хочет на войну» — Несмотря на опровержения властей, казахстанское общество встревожено слухами об отправке солдат в Сирию.
Проблема в том, что никто не даст просто так Казахстану остаться в стороне. Так считает эксперт по Центральной Азии политолог Аркадий ДУБНОВ, который предполагает в беседе с корреспондентом «Новой», что идея отправить Казахстан в качестве наблюдателя «зрела достаточно давно». «Очевидно было, что кто-то должен будет стремиться обеспечить режим деэскалации, — говорит Дубнов. — И если инициатива о создании таких зон исходила от посредников в лице России и Казахстана, то не будет ничего удивительного в том, что они возьмут на себя ответственность за это. В конце концов, если Казахстан хочет быть одним из основных участников межсирийского мирного процесса, то за это нужно платить не только пятизвездочными отелями и хорошими завтраками в Астане».
Аскар МУМИНОВ — «Россия пытается втянуть Казахстан в свои военные авантюры» — Исходя из реакции казахстанского внешнеполитического ведомства, логично предположить, что и для него информация о том, что Россия и Турция решили отправить казахстанских военных «по согласованию сторон» в Сирию оказалась неожиданностью. Видимо, в Москве по-своему понимают вклад Астаны в разрешение сирийского кризиса, считая, что если Казахстан предоставляет для переговоров свою площадку, то почему бы ему не предоставить и своих военных. При этом любое реальное военное присутствие казахстанского военного контингента, очевидно, окажется ошибкой. Во-первых, у Казахстана нет никаких жизненно-важных интересов в Сирии. Одно дело предоставлять свою территорию для переговоров заинтересованных сторон, другое участвовать в конфликте на конкретной стороне и обозлить против себя значительное количество стран, выступающих против режима Башара Асада. Другой немаловажный аспект — любое военное присутствие в Сирии повышает риск террора внутри страны, фанатики-исламисты и террористы не раз объясняли выбор государства, где они осуществляют свои варварские атаки тем, что оно принимает участие в военной кампании в Сирии. И самое главное, речь идет о жизни казахстанских военнослужащих. Совершенно непонятно, почему они должны ею рисковать на войне, которая ровным счетом не имеет никакого отношения к Казахстану.
Марат ШИБУТОВ – «Провокация о казахстанских и киргизстанских миротворцах в Сирии: для чего?» — Проанализировав все вышеотмеченное, можно сделать следующие выводы:
1. Нет правовых оснований для отправки в Сирию казахстанских миротворцев как в рамках ОДКБ, так и в рамках двусторонних отношений.
2. Политически миротворческая миссия неприемлема и несовместима с Астанинским процессом, который принимает Казахстан.
3. Население Казахстана не готово к тому, что государство станет принимать участие в военных конфликтах, несмотря на то, что сами казахстанские военные готовы к миротворческим операциям.
4. На мой личный взгляд, данный медийный вброс про переговоры России с Казахстаном и Киргизией насчет отправки миротворцев в Сирию, был направлен на подрыв отношений этих стран с Россией и срыв Астанинского процесса, вне зависимости от того, что думали Ибрагим Калын и Владимир Шаманов. Надо отметить, что основное негодование пришлось на Россию, хотя начал-то вброс представитель Турции.
Досым САТПАЕВ – «Это не наша война» — Скандальную информацию о желании российской стороны (при поддержке Турции) расширить список своих военных союзников в Сирии за счет Казахстана и Кыргызстана можно было бы отнести к казусу или недоразумению, если бы не тревожные тренды последних лет, когда нашу республику всё чаще хотят лишить поля для дипломатических маневров…
И если казахстанские военные вдруг окажутся в Сирии — вне зависимости от мандата, который у них будет, — то руководству Казахстана следует распрощаться с имиджем модератора и посредника, который так долго выстраивала Акорда.
В сирийском конфликте, где противоборствующих сторон — целый воз и маленькая тележка, Казахстан не только будут воспринимать как военного союзника России, но и настроят против нас часть исламского мира (в том числе и мусульманскую часть населения внутри страны, что чревато ростом террористических рисков), а также западные страны. Одним словом, издержек здесь гораздо больше, чем плюсов. Кстати, ухудшение отношений с такими влиятельными мусульманскими странами, как Саудовская Аравия или ОАЭ, может создать проблемы и для разрекламированного Международного финансового центра «Астана», где серьезный акцент хотят сделать на развитие исламского банкинга…
Ведь чрезмерная военно-политическая интеграция с более сильным геополитическим игроком грозит серьезными проблемами в будущем, так как есть риск быть втянутым в чужой конфликт.
Военный аналитик Александр ГОЛЬЦ – «Участие в сирийской операции не отвечает интересам Кыргызстана и Казахстана» — Безусловно, это в интересах России. ОДКБ по больше части носит символический характер. Ну, или можно сказать, что основные задачи в рамках ОДКБ все-таки возложены на Россию. И коллективные оперативные силы развертывания тоже носят скорее символической характер, что может позволить России в нужный момент вмешаться в неприятное развитие событий на территории Центральной Азии.
Я думаю, что в данной ситуации важно и то, что Россия старается свести до минимума свое участие в наземной операции. А поддержание зон деэскалации требует если не значительного, то некоторого количества сухопутных войск, и здесь Кыргызстан и Казахстан могут оказаться очень кстати.
Не думаю, если честно, что в интересах этих стран участвовать в этой операции. С одной стороны, конечно, это подрывает их международный престиж, но с другой – любое участие в сирийской операции означает, что какие-нибудь боевики ИГИЛ будут рассматривать эту страну в качестве своего противника. При том, что Кыргызстан и Казахстан находятся довольно близко к турбулентному Афганистану, я не думаю, что серьезное участие в сирийском конфликте в интересах этих стран.
Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ – «Казахстанские военные в Сирии: Нужна ли нам эта война?!» — Возможность предложений от российской стороны об участии казахстанских военных в сирийском конфликте, конечно же, не исключена. Однако подобного рода предложения, естественно, имеют не военный (ВКС России и сирийская армия прекрасно обойдутся и без казахстанских солдат), а политический подтекст, а именно демонстрация окружающему миру оборотную военно-политическую сторону медали Евразийского союза. Исключительно в данном формате российской дипломатии было бы удобно продемонстрировать Западу наличие реальных союзников России…
Отрицательно отношусь к любым, даже миротворческим действиям казахстанских военных в горячих точках планеты. Прежде всего, мы не великая держава и никогда, в обозримом будущем, таковой не станем, поэтому лучше не стоит стремиться зарабатывать грыжи неизвестно во имя чего, опять-таки рискуя жизнями наших ребят.
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.