В Сирию без бакшиша
И все же иногда действие наудачу дает больший результат, нежели чем когда все делаешь по правилам.
В Сирию (еще ту, довоенную) поехать хотелось давно. И, вот, все сложилось. Я находился в Стамбуле, у меня было две недели отдыха, были даже какие-то деньги, и должна была прилететь знакомая, которая слишком легко подписалась на такую авантюру.
Скудная на то время информация в интернете не сулила с получением визы ничего хорошего. Условия ставились такие, что, наверное, проще было обзавестись канадским гражданством. Но к тому времени у меня уж были представления об арабском менталитете, и поэтому решили прийти в консульство, а там о чем-нибудь «договориться». В консульстве нас встретила приятная девушка, которая сразу пресекла все наши намерения на обретение визы через «бакшиш». «Правила у нас одинаковы для всех», — огорошила нас дипломат. Видя наше расстройство, она предложила совсем неожиданное. «А зачем вам нужно получать визу в консульстве? Езжайте до границы, а там вас могут пропустить…».
Все это, с учетом «могут», конечно, звучало не сильно убедительно, но наличие свободного времени и денег привели нас на автовокзал, а через восемь часов мы уже были в приграничном с Сирией турецком городке в направлении Алеппо. На погранпереходе мы оказались одни. Удивленный турецкий пограничник нас сразу предупредил: «Вас там не пропустят, но возвращайтесь в любой момент» и пожелал удачи. На сирийской стороне нет никакого ажиотажа по поводу нашего появления. Самих пограничников тоже не видно. В принципе, мы могли бы спокойно двинуть вглубь страны, но все же решили первое знакомство оформить законодательно. В административном домике мы нашли офицера, слабо говорящего по-английски. Первый же вопрос вселил надежду: «А вам нужно такси, чтобы добраться до…?». И он назвал городок, откуда можно было уехать в Алеппо. «Вообще, наверно, да. Смотря сколько это будет стоить?». На что офицер озвучил «разорительную» по местным меркам цифру в пять долларов. Естественно, торговаться мы не стали. Обрадованный бастык, взяв наши паспорта и прописанные по закону таксы за оформление виз, вернулся минут через двадцать с вклеенными марками, объявив: «Я – таксист. Поехали!». И мы домчались минут за двадцать, по-арабски – с ветерком. И вся остальная поездка прошла просто на одном дыхании, при этом страна и народ оставили настолько неизгладимо хорошие впечатления, что я вернулся потом еще.
В поисках Эстонии
С моим эстонским другом мы въезжаем в Китай из Казахстана. Наша сторона – хаос, скандалы, грязь. На китайской стороне все более благообразней и спокойней. Зато там ждал сюрприз. Ко мне никаких вопросов, но возник вопрос к моему товарищу, обладавшему, как и я, визой Китая. «Откуда ты говоришь? Эстония? Хм. Ну, покажи-ка, где твоя страна?» И китайский пограничник протянул нам какую-то карту с иероглифами. Мы начинаем искать Эстонию, и как-то среди обилия иероглифов не можем ее найти. Не то что ее не было в Европе, но и сама Европа выглядела как-то меньше обычного и явно в пользу жизненного пространства Китая. С Казахстаном было тоже что-то не то, но я уже не встал обращать на это внимание. Вокруг эстонца собралось уже трое-четверо спорящих солдат.
Так как смартфонов на тот момент еще не было и интернет работал как попало, повели к главному в кабинет. Там он уже развернул большую карту и к явному облегчению всех, но не без труда, Эстония была найдена. Конечно, ее размеры вызвали среди китайцев искренние шутки и веселье, однако не это главное. Страна получила право на существование, а мой товарищ — на въезд. И, кстати, когда у нас писали, что пограничник в алматинском аэропорту убеждал новозеландку, что ее страна – часть Австралии, и поэтому она должна продемонстрировать австралийский паспорт, мне подумалось, что все-таки это могло быть правдой.
Счастье ценою в 200 тенге
Пожалуй, никто не имел особых претензий к кыргызской границе со стороны Кордая в целом (в отличие от казахстанской, ставшей одно время воплощением всех ужасов, присущих погранпереходам). Я со своим турецким товарищем, для которого что Казахстан, что Кыргызстан безвизов, уже отмучились на казахстанской стороне и мой друг приготовился получить кыргызский штамп. «Подождите, — внезапно осекся пограничник. — А на чай-пай что-нибудь оставите?» — и вопросительно посмотрел в глаза. Отказать ему не смогли. Друг залез в карман и вытащил 200 тенге, по еще старому курсу примерно 1,5 доллара. Пограничник остался удовлетворен, поблагодарил, поставил штамп и пошел пить чай-пай.
Поворот не туда
Повторюсь, сколько не готовишься к поездке, всего учесть невозможно. Последний мой пограничный «косяк» случился месяц назад, там, где не ожидал. Из Киева я поехал в Беларусь навестить друзей-подруг на микроавтобусе, набравшим пассажиров по системе «BlaBlaCar» — попутка за деньги. Часа через четыре мы пролетаем последний городок на украинской земле и подъезжаем к погранпереезду в лесу. И тут выясняется, что переезд этот — межгосударственный, а не международный. То есть, пересекать его имеют право лишь граждане сопредельных государств.
О наличии двух видов границ я в принципе знал, но вот вылетело из головы. Водитель о том даже не догадывался. И потому смущенный, не взяв с меня денег, он оставил меня на попечение украинских пограничников. Но так как я все же не первый, кто попадал в эту ловушку, то мне вызывают такси из того самого соседнего городка. Разве что пришлось провести ночь в гостинице, так как международный переход находится совсем в другой стороне. Зато у меня оказалось с избытком времени, чтобы ознакомиться с городом Семеновка, куда я вряд ли бы когда-нибудь попал по доброй воле.
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.