В Казахстане практически нет квалифицированных авторов учебников, констатировала депутат

Астана. 20 сентября. КазТАГ – Оксана Скибан. В Казахстане практически нет квалифицированных авторов учебников, считает депутат мажилиса парламента РК Ирина Смирнова.

«Есть ряд причин, которые могут приводить к тем последствием, которые мы видим в школьном учебниковедении. В частности, в стране мало квалифицированных авторов учебников, а такая наука как учебниковедение не развита. Нет ее в реестре профессий, получаемых в вузах страны. Так кто же является авторами учебников, которые определены как базовые по предметам? Имеют ли они специальное образование, дающее право работать над написанием учебника?», — сказала И. Смирнова в депутатском запросе премьеру РК на пленарном заседании мажилиса в среду.

«Взаимодействуют ли авторские коллективы между собой? В учебниках по разным предметам допускаются разночтения в событиях, фактах, времени их происхождения. Кроме того, они перенасыщены, зачастую сложно изложены. Или наоборот, в учебнике «Всемирная история» для 9 класса информация о Великой Отечественной войне уместилась в один параграф. Или, к примеру, нашумевший учебник «Русский язык» для 7 класса, где литературный язык сводится к уровню примитивного бытового общения», — добавила она.

Как отметила депутат, сегодня качество казахстанских учебников оставляет желать лучшего, несмотря на то, что министерство образования и науки каждый год рапортует об огромной работе по усовершенствованию школьных учебников.

«Проходят заседания, проводятся симпозиумы, работают авторские коллективы. Средства осваиваются в полном объеме. Однако на качество учебников, которые продолжают заслуженно критиковать за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, содержание, полиграфические исполнение, совсем не здоровье сберегающие вес и размеры – это никак не влияет», — констатировала депутат.

И. Смирнова подчеркнула, что учебники являются показателем качества образования в стране.

«На то, чтобы появились качественные учебники, государством выделяются из года в год все более существенные средства. Например, в 2015 году – около Т10 млрд, в 2016 году – Т19 млрд, в 2017 году – Т27 млрд», — проинформировала она.

Между тем нарекания депутата вызывает работа республиканского научно-практического центра «Учебник», который утверждает, что «не несет ответственность за качество учебников, перекладывая ее то на издателей, то на МОН, то на авторов, а то и на «остановившихся» в развитии, «застрявших в прошлом» граждан».

«Так все же, какую ответственность за качество издаваемой учебной литературы несет центр «Учебник»? Если никакой, не стоит ли его оптимизировать? Как формируется экспертное сообщество? Кто является экспертами? Являются ли они квалифицированными, компетентными специалистами в области учебниковедения? Как обеспечивается объективность, беспристрастность и независимость работы экспертов по выбору единственного учебника по тому или иному предмету для учащихся страны от МОН и центра «Учебник»? Почему до сих пор этот важнейший вопрос не вынесен на рассмотрение в независимое поле?», — задала вопросы парламентарий.

По ее мнению, этот момент очень важен, так как экспертная деятельность центра относится к сфере с высокой степенью коррупционных рисков.

«Не истекает ли отсюда необходимость своевременной и частой ротации руководителей этого учреждения?» — задалась вопросом И. Смирнова.

Кроме того, она не видит необходимости переиздавать все учебники каждые четыре года.

«К примеру, учебники признанных британских издательств отличаются завидным постоянством в подаче материала, несмотря на стремительные, не менее, чем в нашей стране, изменения», — сказала она.

Также тревогу депутата вызывает ежегодный неудержимый рост цены на учебники.

«Только за один год цена учебников выросла в 2-3. В связи с тем, что по каждому предмету и в каждом классе теперь один утвержденный учебник, издатель становится монополистом. Согласовывались ли цены на базовые учебники с комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции? Не стоит ли включить предполагаемую цену учебника в критерии отбора в будущем?», — отметила И. Смирнова.