Поиски следов снежного барса в Катон-Карагайском нацпарке не увенчались успехом

Алматы. 13 ноября. КазТАГ — Поиски следов снежного барса  в Катон-Карагайском нацпарке не увенчались успехом, сообщает пресс-служба Алтае-Саянского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF).

«С июля по октябрь этого года сотрудники АСБК (Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия – КазТАГ) провели 3 экспедиции по территории Катон-Карагайского нацпарка, установили 19 автоматических камер в местах наиболее вероятного появления редкого хищника. К сожалению, по итогам полевых работ, результаты которых подвели в ноябре 2017 года, следов снежного барса в Катон-Карагайском нацпарке специалисты так и не обнаружили», — говорится в сообщении в понедельник.

Отмечается, что во время экспедиции инспекторы нацпарка проводили и антибраконьерские мероприятия: искали незаконные орудия лова – проволочные петли, капканы, фиксировали следы людей и транспорта на территории парка, опрашивали местных жителей, чабанов о случаях незаконной охоты.

«Визуально участники экспедиции наблюдали сибирских горных козлов, маралов, алтайских уларов. Фотоловушки за несколько месяцев работы зафиксировали проходы сибирских горных козлов, маралов, медведей, алтайских уларов, но ни одного снежного барса», — отметили в WWF.

Уточняется, что в экспедиции приняли участие как инспекторы национального парка, так и специалисты АСБК.

«Мы считаем, что необходим регулярный многолетний мониторинг ирбиса и его объектов питания по унифицированной методике, с как можно более полным охватом территории его предполагаемого распространения», — сказал сотрудник АСБК Олег Лукановский, который руководил экспедицией.

По мнению экспертов WWF, численность ирбиса в Катон-Карагайском национальном парке после ее уничтожения в 90-х годы до сих пор не восстановилась

«В 2015 году в Катон-Карагайском нацпарке были обнаружены следы 4-5 особей снежного барса, но, к сожалению, в этом году нашим партнерам не удалось зафиксировать редкого хищника в Катон-Карагае. Тут может быть два объяснения: либо ирбис исчез с территории нацпарка, либо учетная группа работала недостаточно тщательно, что тоже случается», — заявил старший координатор проектов Алтае-Саянского отделения WWF Александр Карнаухов.

Он уточнил, что в ноябре WWF инициировал еще одну экспедицию в партнерстве с Институтом зоологии министерства образования и науки РК для выяснения причин отсутствия следов ирбиса в Катон-Карагайском национальном парке.

«К концу ноября сотрудники института расставят сеть фотоловушек и на сопредельных с нацпарком хребтах. В феврале будущего года все камеры будут проверены. На будущее необходимо хорошо продумать систему установки камер, выбора времени мониторинга, учесть весь предыдущий опыт и хорошо продумать учетные маршруты», — отметил А. Карнаухов.

Как проинформировали в пресс-службе фонда, во время полевых работ по поиску снежного барса в восточном Казахстане в этом году по инициативе WWF была также впервые опробована новая методика мониторинга ирбиса.

«Эта методика была разработана в 2017 году специалистами Алтае-Саянской программы WWF в сотрудничестве с экспертами университета г. Нью-Йорка. Новый подход к полевым работам предлагает тщательный выбор участков установки камер, особый подход к участкам исследования, а также вводит компьютерный анализ собранных данных. Катон-Карагайский нацпарк был выбран WWF для поиска следов ирбиса не случайно. Эта территория является частью Алтае-Саянской горной страны, единой экосистемы на стыке России, Монголии, Казахстана и Китая», — проинформировали в организации, добавив, что сохранение биоразнообразия Алтае-Саянского экорегиона – одна из важнейших задач WWF.