Юлия КИСТКИНА — «Дарига Назарбаева: от «последнего героя» к «леди совершенство»» — В верхнюю палату парламента Дарига НАЗАРБАЕВА «въехала на коне», растормошив это сонное царство. Прибавило ей авторитета и то, что она возглавила традиционно «мужской» комитет сената – по международному сотрудничеству, обороне и безопасности. То есть она взяла, по сути, под общественный контроль кураторство над законодательным полем в этом стратегически важном для любого государства направлении. Так что возвращение в парламент ничуть не ослабило позиций Дариги Нурсултановны. Скорее, наоборот, оно стало для нее коридором новых возможностей. Конечно, пока потенциальных. И хотя любые намеки на ее персону в качестве вероятного политического «наследника» своего отца сама сенатор Назарбаева называет спекуляцией, очевидно, что она призвана сыграть важную роль в период транзита власти, заняв достойное место в рядах так называемого «коллективного преемника».
Не станем рассуждать о том, имеют под собой основания подобные версии или нет, но в любом случае Дарига Назарбаева, прошедшая за последние шесть лет хорошую школу, способна сыграть эту роль. Ее работа в сенате наглядно показывает, как микшируется опыт, приобретенный ею в мажилисе и правительстве. На выходе же получается трезвый политик, лишенный иллюзий.
Сегодня Дарига Назарбаева, как и прежде, позиционирует себя как лидера, но теперь она работает с новым для себя сегментом электората – военными и силовиками, опорой государства. И, судя по ее инициативам, двигается она в этом направлении осторожно и грамотно – как сапер на минном поле. Что вполне объяснимо, если учесть, какие события в последние годы разворачиваются на постсоветском пространстве и какова в них роль людей в погонах. Как говорится, тише едешь – дальше будешь. А то, куда двигается Дарига Назарбаева, по большому счету, никогда не было секретом. Она сама говорила следующее: «Я – убежденный член команды Лидера нации и стремлюсь следовать его принципам в политике».
«Транзит с Даригой Назарбаевой» — Продолжая размышлять над возможным сценарием транзита власти в Казахстане, мы решили рассмотреть вариант применительно к текущему раскладу сил в ближайшем окружении Нурсултана НАЗАРБАЕВА. В этом случае новым “лидером нации” будет дочь Дарига.
Мы считаем бесполезным прогнозировать конкретику процесса передачи верховной власти в Казахстане. Хотя бы потому, что люди физически и политически смертны, внутриэлитная война в стране продолжается с прежним накалом и неясным результатом, плюс в нее могут неожиданно вмешаться внешние игроки и обстоятельства, например, с помощью некоего критического компромата. Так или иначе, баланс сил в Акорде меняется буквально каждый день.
Однако мы считаем целесообразным рассмотреть вариант возможного транзита применительно к текущему раскладу сил в ближайшем окружении Нурсултана Назарбаева, чтобы продемонстрировать, что казахстанские граждане будут отстранены от участия в этом внутриполитическом процессе, а ключевой для будущего страны вопрос будут решать в буквальном смысле несколько человек.
Итак, по инсайдерской информации, сегодня в Акорде сформировался негласный союз в составе старшей дочери президента, депутата Сената Парламента РК Дариги Назарбаевой, руководителя администрации президента РК Адильбека Джаксыбекова и председателя Комитета национальной безопасности РК Карима Масимова. (К сожалению, проверить этот инсайд не можем ни мы, ни кто-либо другой, поэтому будем исходить из того, что такой союз существует)…
Можно также спрогнозировать, что приход на президентскую позицию Дариги Назарбаевой будет поддержан и ключевыми внешними игроками – Россией, Китаем, США и ЕС. Просто потому, что беспорядки и неразбериха в Казахстане никому из них не нужны.
«Казахстан — это вам не Зимбабве!» — Политолог Султанбек СУЛТАНГАЛИЕВ – «Единственной панацеей от возможных нелегитимных поползновений является переход к реальному транзиту власти при сохранении в руках Елбасы ключевых механизмов контроля за развитием политических процессов. И эти механизмы законодательно уже созданы, общественное мнение уже давно готово к такому развитию событий и в высших эшелонах власти есть понимание ситуации и тех угроз, которые ожидаемо могут возникнуть в случае затягивания транзита. Но окончательное решение, естественно, за главой государства».
«О нюансах внезапного транзита» — Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений ЖОВТИС — «Статья 48 Конституции «1. В случае досрочного освобождения или отрешения от должности Президента Республики Казахстан, а также его смерти полномочия Президента Республики на оставшийся срок переходят к председателю Сената парламента; при невозможности председателя Сената принять на себя полномочия президента они переходят к председателю Мажилиса парламента; при невозможности председателя Мажилиса принять на себя полномочия президента они переходят к премьер-министру республики. Лицо, принявшее на себя полномочия президента республики, складывает с себя соответственно полномочия председателя Сената, председателя Мажилиса, премьер-министра».
«Ключевые слова здесь: «полномочия на оставшийся срок». То есть, предполагается, что тот, к кому перешли полномочия президента, исполняет их до конца оставшегося срока. А в эти полномочия входит и назначение внеочередных выборов, поскольку согласно пункту 3-1 статьи 41 Конституции президент может назначить внеочередные выборы президента. Причём ни Конституция РК, ни Конституционный закон о выборах в РК не содержат никаких указаний на то, по каким основаниям президент может назначить внеочередные выборы президента», – рассказал Евгений Жовтис.
Он уточнил, что и Конституция, и Конституционный закон о выборах, и Конституционный закон о Президенте РК не содержат никаких ограничений этого права для того должностного лица, которому полномочия Президента перешли в порядке статьи 48 Конституции РК.
«Это лицо только не может инициировать изменения и дополнения в Конституцию, а вот назначить внеочередные выборы президента, по моему мнению, вполне может. Кстати, в Научно-практическом комментарии к Конституции РК от 2010 года (как и в предыдущем комментарии), под редакцией нынешнего председателя Конституционного совета РК И. Рогова, нет никаких пояснений по этому поводу», – резюмировал Евгений Жовтис.
Иными словами, если транзит власти в Казахстане пойдет, допустим, по тому же сценарию, что случился в Узбекистане, или же просто из-за внезапно возникшей неспособности действующего президента исполнять свои полномочия, то назначение досрочных выборов – это право нового главы государства, но не его обязанность.
«Как планировать свою жизнь в непредсказуемом Казахстане?» — Казахстанская общественность крайне неоднозначно восприняла недавнее заявление депутата сената парламента РК Дариги НАЗАРБАЕВОЙ: «Мы живем в мирной стране, где стабильная власть, стабильная политика, где все предсказуемо, и наша жизнь с вами предсказуема на многие годы вперед. По крайней мере, великое счастье – иметь возможность планировать свою жизнь: получу образование, дальше пойду работать, добьюсь цели».
Максим КАЗНАЧЕЕВ, политолог – «Казахстанская элита давно живет в параллельной реальности, слабо представляя себе те условия, в которых существуют рядовые граждане. Трагедией для страны является то, что такая элита принимает политические и экономические решения, которые не улучшают, а, напротив, ухудшают ситуацию. Неадекватные оценки текущего состояния дел высшей бюрократией уже привели Казахстан к системному социально-экономическому кризису. Важно подчеркнуть, что власти не удается спрогнозировать даже собственное будущее хотя бы на краткосрочный период. Обратите внимание на один простой факт: из ее программных заявлений постепенно исчезает конкретика, исчезают четкие параметры социально-экономического развития, а самое главное – сроки реализации тех или иных инициатив сдвигаются на годы вперед. Мы уже не удивляемся запредельному горизонту планирования – на тридцать-сорок лет».
***
© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.