Сколько заплатили ForteBank и Цеснабанк за «престижные» награды

Кто куда, а наши банкиры – на ярмарку тщеславия. Вместо того, чтобы расчищать свои зашлакованные кредитные портфели, капитализироваться и, наконец, начать кредитование экономики, наши банки отправились на Запад – за купленными наградами

Банковская система Казахстана переживает очередной кризис, который, похоже, носит перманентный характер. Опять бюджетные деньги текут рекой на поддержку несостоятельных игроков, и опять неизвестно, чем все закончится – неужели очередной национализацией отдельных финансовых институтов, в которые безнадежно вбуханы бюджетные деньги?

Эта возможность уже юридически оформлена, но по большому счету Нацбанк, организовавший программу повышения финансовой устойчивости, выбирает из двух зол – худшее. Он думает, что конец того или иного проблемного банка – это ужас. А потому предпочитает ужас без конца.

Некоторые банки уже не жильцы. Другие тоже едут потихоньку с ярмарки. Но есть и такие, которые надевают свои лучшие кафтаны и, — но! но! вперед, на ярмарку! мы всем покажем, ого-гоооо!

***

лучший банк

Это непростая ярмарка, здесь раздают престижные, авторитетные и еще бог знает какие дюже привлекательные награды.

Так, в начале ноября Банк Астаны по версии издания Global Finance стал «Лучшим цифровым банком Казахстана». Безусловно, издание – «престижное», звание – «заслуженное». Так в пресс-релизе и написано.

лучший банк

В конце ноября стало известно, что наш ForteBank получил авторитетную (не иначе!) премию The Banker – ему присуждена победа в номинации «Банк года в Казахстане». Среди казахстанских СМИ распространена фотография счастливых номинантов во главе с председателем правления банка – прямо с церемонии награждения.

А в декабре еще на один банк упали счастливые звезды с неба.

Читаю пресс-релиз: «International Banker признал Цеснабанк». Надо же, признал! Мы об этом мечтали всю свою жизнь. И только потом понимаю, что зрительно столкнулась с заглавной буквой следующего слова и автоматически восприняла эту фразу как законченную дефиницию. А смысл в том, что журнал International Banker признал Цеснабанк Лучшим банком Казахстана в 2017 году. Уффф!

По счастливому стечению обстоятельств Цеснабанк получил высокую оценку международных экспертов в свой юбилейный год. Более того, еще в сентябре он собрал свой первый урожай – Азиатский банк развития признал его «Ведущим банком-партнером в Казахстане» по Программе торгового финансирования, а авторитетное (как же!) издание Asiamoney — «Лучшим локальным банком в Центральной и Восточной Европе в рамках инициативы «Один пояс и один путь».

лучший банк

***

Пусть вас не смущает тот факт, что эти премии (они не денежные! в лучшем случае – статуэтка, в случае поскромнее – просто грамота в рамке под золото) учреждают зарубежные журналы с созвучными названиями – они существуют десятки лет и уже преуспели в оценке банковских игроков тех стран, где их журналисты и аналитики никогда не бывали.

И пусть вас не смущает тот факт, что в итоге у Казахстана, с его проблемным финансовым рынком получилось сразу два лучших банка. Один краше другого! Ну, правда, это же лучше, чем ни одного!

***

Сообщения, то бишь, пресс-релизы о наградах тут же разлетелись по казахстанским СМИ мощным потоком. Правда, опубликованы/показаны/процитированы они были только в тех изданиях, с которыми имеется договор о рекламных услугах. Для других особой ценности такая информация не представляет.

Впрочем, и наши успехи – читай, успехи банков в той или иной ипостаси – не представляют никакой ценности и для западных, авторитетных изданий, которые составляют всевозможные рейтинги и присваивают, громко говоря, премии, которыми наши потом гордятся.

Потому что и там все отношения строятся сугубо на коммерческих условиях. На награды могут претендовать только те банки, которые либо платят по прайсу за присвоение награды в той или иной номинации, либо готовы заключить и проплатить договор о покупке определенного объема рекламных площадей.

Какова же цена нашего тщеславия?

***

Из переписки с источником.

– Тимур, привет (Имя изменено. – Авт.)! Можешь помочь с информацией? На условиях анонимности. Скажи, эти все премии и номинации западных журналов раздаются на коммерческих условиях? Банки за это платят?

– Платят, но не всегда. Вернее, очень редко не платят. По идее, премии и номинации должны основываться на рейтингах и исследованиях. Чтобы все было предельно ясно и понятно. Чтобы картина была реальной, а не как в кривом зеркале. Но у журналов есть свой интерес. Они имеют четкую установку – зарабатывать на своих информационных продуктах. К тому же в любой стране находятся банки, которые желают во что бы то ни стало попасть в число номинантов. Поэтому западным банковским журналам легко удается совмещать полезное с приятным: и премии свои присуждать, и деньги за это получать.

– А сколько это стоит? Хотя бы ориентировочно…

– Примерно $25 тыс. Примерно такие расценки. Но можно не платить непосредственно за номинацию, но тогда обязательно надо оплатить 1-3 полосы, в зависимости от того, на каких страницах журнала будет размещен рекламный модуль. Это – входной билет в число избранных.

– Когда ты говоришь, что «очень редко не платят» — что ты имеешь ввиду?

– Этим западным изданиям нужно быть всегда на слуху, поэтому они стараются присуждать свои премии банкам каждой страны каждый год. Это правила игры. Казахстанский банковский рынок переживает настоящий кризис – все плохо в этой отрасли, и банки, естественно, в 2016 году не становились в очередь за наградами. Вот в таких случаях журналы присуждают премии по своим исследованиям. Если помните, в прошлом году несколько наград получил Народный банк и его финансовая группа. Я думаю, что бесплатно, что эти награды не были оплачены. В этом году ситуация стала улучшаться, и сами банки проявили инициативу получить награды. В таком случае, конечно, нужно платить.

– Как ты думаешь, они точно платили?

– Насчет ForteBank я не уверен, потому что его возглавляет Магжан Ауэзов, долгое время работавший в Казкоммерцбанке и, возможно, у него остались хорошие связи с этими изданиями с тех времен. В то же время я понимаю, что так называемые «связи» актуальны для казахстанских реалий, но не для западного мира. Что касается Цеснабанка, то, вероятно, он оплатил какую-нибудь рекламу.

Для банков очень важны эти награды? Это помогает продвигаться? Ну если смотреть реально. Или это больше для имиджа?

– Конечно, в первую очередь, это имидж. Не все же клиенты понимают отчетность и все, что говорится на уровне банковского сленга. Но еще такие награды берутся для акционеров. Ведь топ-менеджмент должен показать типа свою эффективность.

– А номинации банк сам выбирает?

– Издание обычно само предлагает. Но можно и самим проявить инициативу. Если заранее подсуетиться – все получится…

***

Комментариев не будет…

***


© ZONAkz, 2017
г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.