«Последний герой»: национальная версия

«Последний герой»: национальная версия

Пролог был поистине захватывающим. Глава государства предложил привлечь внимание общества к судьбам современников, которые совершают героические поступки, умны и талантливы, добиваются значимых результатов и тем самым вносят свой вклад в историю Казахстана.

Так родилась идея создать своеобразный шорт-лист пусть не выдающихся, но заметных и достойных публичного отклика соотечественников.

Бюро 100: ты помни, как все начиналось…

Первая часть проекта. Какая-то сумятица и неопределенность.  Где брать претендентов на звание «100 новых лиц»? По каким критериям оценивать? Как привлечь внимание казахстанцев к проекту?

В итоге изобрели двигатель в виде рабочей группы «Бюро 100», которая и призвала людей «рассказать о своих друзьях, знакомых, родных, которые послужат примером для всех казахстанцев».  А журналист Маххабат Есен, которая, видимо, возглавила (?) эту группу, выступила с инициативой, «чтобы в проекте «100 новых лиц Казахстана» были простые истории о простых учителях и не только».

Тогда же, в июне, когда только вырабатывался подход к поиску героев, Махаббат Есен сообщила, что «лично для себя поставила задачу – за сто дней написать сто историй, и она будет находить невымышленных персонажей своих реальных историй».

Вот такая самоотверженная девушка, готовая работать без выходных, перерывов на обед и прочих обывательских радостей. Не ради попадания в этот самый национальный рейтинг, хотя, безусловно, достойна только за один этот порыв, а ради того, чтобы показать жизнь достойных восхищения и подражания казахстанцев.

Уже при своем первом появлении на публике (лично для меня ее имя было новым), на самые важные вопросы она ответила и за министра информации и коммуникаций Даурена Абаева (так она еще и ответственности не боится!): «Во время беседы с господином Дауреном Абаевым, мы выяснили вопросы мотивации и поощрения этих 100 человек. Каких-то феноменальных моментов не было обещано. Этим людям будет дано информационное пространство, кому-то это поможет сформировать свой брендинг, стать популярнее. Им будет выделено эфирное время во всех СМИ. Если посмотреть на этот момент коммерчески, то это достаточно большие вложения».

Тогда же было заявлено, что проект «100 новых лиц» не ориентирован на известных казахстанцев. Запомните этот момент!

100 новых лиц Казахстана
Победители конкурса «100 новых лиц Казахстана»

***

В общем, колесница понеслась! В итоге имеем 342 тыс. заинтересованных в проекте граждан, которые отдали свои голоса за участников проекта. Неполные 2% от всего населения!  Ну или 3,5% от трудоспособного населения, если вычесть младенцев, несовершеннолетних и стариков.

Слишком мало для национального проекта. Но профильное министерство, похоже, довольно.

Правда, голосование, – это вам не Евровидение – состоялось как-то тихо, украдкой, об этом чуть ниже – в тексте отметим, значит, даже самые медийные персоны имеют вопросы к системе оценки заслуг.

Далеко не все представленные лица – новые (вот тот самый момент! – Авт.). Например, среди победителей проекта оказалась Салтанат Байкошкарова, уже много лет занимающаяся ЭКО – экстракорпоральным оплодоворением. Благодаря ей был зачат первый ребенок «в пробирке», а с тех пор счастье материнства и отцовства обрели сотни казахстанских семей. Личность довольно известная, причем, не только в узких медицинских кругах, но и в целом в стране. Она – состоявшийся медик-ученый, ведет медицинскую телепередачу на «Хабаре», удостоена государственных наград и президентских отличий.

Она, человек известный, в этом списке. Но даже не это главное…

Одна из ста двух

Она – девушка молодая, красивая и амбициозная, судя по ее резюме. Только амбициозные и безудержно самоуверенные могут говорить о себе не просто так, мимоходом, а называя (напоминая всем, и чтоб впечаталось в памяти) свои имя и фамилию: «Способы ранней диагностики исследуются передовыми странами и Казахстан в их числе. Я счастлива, что в нашей стране этим вопросом занимается молодая команда ученых и я, Зарина Сауытбаева, вместе с ними». Скоро, наверное, будет говорить о себе вообще как о значимой личности, в третьем лице множественного числа: «Мы, Зарина Сауытбаева…».

Впрочем, она уже поймала свою птицу счастья. Оказавшись в числе победителей национального проекта «100 новых лиц Казахстана», Зарина (простите, отчества не знаем) была удостоена не только внимания главы государства, с которым встречались все финалисты, но и почти предложения возглавить онкологический центр в Астане. Наверное, через некоторое время так и будет.

Моя коллега Гульнар Бажкенова написала на своей странице в Facebook; «Вот бывает, что совершенно не собираешься подвергать остракизму, подходишь непредвзято, ну 100 новых лиц, хорошо, краем глаза слежу за проектом. Обычная для нас громкая пиар компания, новые лица рождаются без голосования и участия государства, но ведь посыл позитивный (вот вам намек на систему отбора. – Авт.)? Люди сами себя делают, молодые, умные, целеустремленные, — чего придираться?

Но критическое мышление — это приговор, вот читаю информашку и — ох, коллеги — много непонятных моментов — откуда девушка вернулась в Казахстан? из Гарварда? какой грант выиграла? уже отучилась по нему или только собирается? А главное, опять чисто казахстанская successful story: молодому ученому, которому ещё надо работать и работать, в поле, в лаборатории, заниматься исследованиями, набираться знания и опыта, дают ВЫСОКУЮ ДОЛЖНОСТЬ! Да блин какому новому лицу в 21 веке она нужна позарез, если это действительно новое лицо, то оно понимает, что должность отвлечёт от науки, от практики, и никаких серьезных достижений в конце пути не будет. Должность, место в Нуротане — вот что будет.

Мы таким образом теряли прекрасных акушеров-гинекологов и хирургов, которые с радостью бежали в кресло председателя облздрава и там покрывались мхом. Дебейки плакал в сторонке».

Прямо отповедь. Но я тоже, как и Гульнар, прошерстила весь интернет – а ничегошеньки-то и нет. Нет ученого Зарины Сауытбаевой. Новое имя – одним словом? Или одно только название?

Зато прочла ее историю успеха — зайдите на сайт 100esim.el.kz. Там, правда, она фигурирует под фамилией Саутбаева, но одна спорная буква в фамилии — это неважно. Там куда интереснее само повествование. Не могу не пересказать и не процитировать. Однажды Зарина Саутбаева, с большим послужным списком, который не помещается в одной строке, – ученый-биомедик, преподаватель Назарбаев Университета, магистр биологии, обладательница гранта от Международной организации по борьбе с раком (UICC), выпускница Манчестерского Университета (University of Manchester), проходила стажировку в Швейцарии г. Базель и Гарвардской школе медицины в Бостоне (США) – посетила учеников Школы Дипломатии и «рассказала свою интересную историю жизни ученого». Она пообщалась с детьми, провела «увлекательный опыт по извлечению ДНК из слюны детей». А далее следует такой вывод: «Возможно, эта встреча вдохновила юных дипломатов стать новыми Нобелевскими лауреатами в сфере биомедицины и найти наконец возможность сделать вечную жизнь реальностью».

Ни больше, ни меньше. Дети, мечтавшие стать дипломатами, уже грезят о Нобелевской премии. Это ведь так легко! Зарина – поистине маг. Или она искренне полагает, что это так? Во всяком случае, чудес в жизни немало – Зарина уже без пяти минут руководитель онкологического центра.

Но вот станет ли она в итоге настоящим ученым – большой вопрос.

И что потом?

В общем, после того, как были обнародованы имена новых героев, министр Абаев сообщил о том, что об участниках проекта «100 новых лиц Казахстана» снимут теленовеллы и будут приглашать их выступать не только в телепрограммах, но и с лекциями для молодежи и открытыми уроками.

Уже разработана Дорожная карта и об участниках проекта снимут социальные ролики и пр. и пр. Более того, программа будет продолжена на региональном уровне, что, конечно, подразумевает новую работу по поиску новых героев на региональном уровне: каждая область будет проводить подобные конкурсы и продолжать искать новые лица. Короче, это вложение немалых государственных средств на популяризацию доселе неизвестных людей.

Но вот на что, вероятно, следует обратить внимание. Под публикациями этой новости, о создании 100 новелл, развернулась настоящая спираль по раскручиванию этой идеи. Не по поддержке, а именно – по раскручиванию. Посмотрите хотя бы одну новость — там шабаш троллей, все именно в стиле «одобрям-с». Ни одного живого мнения, ни одного предложения, все только в одном духе. Видимость народной поддержки создают тролли…

А потом будем удивляться, что еще один проект, казалось бы, государственной важности, провален.

Планировать подвиги, как Мюнхаузен?

Не поленитесь, уважаемые читатели, зайдите на сайт 100esim.el.kz и прочтите хотя бы пять-десять историй современных героев, которые в профильном ведомстве собираются возвести в абсолют.

Преуменьшать значимость того или иного человека – это, конечно, непозволительно. И даже если один человек, оказавшись в ситуации, когда перед ним стояла дилемма: спасти человека или постоять рядом, или пройти мимо, или сделать вид, что ничего, собственно, не происходит, и он спас человека, несмотря на угрозу своей жизни – это, конечно, герой. И его нужно отметить, и, возможно, наградить, и поощрить материальным подарком. Он  может однажды в сокровенной беседе поведать журналисту о том, какие мысли мелькали в его мозгу, о чем он думал, взвешивал ли все риски, в том числе и для собственной жизни и для карьеры. Это уже пример для других, и этого достаточно.

Но приглашать его давать мастер-класс – что-то циничное в этом есть. Нельзя ежедневно планировать подвиги. Гордиться ими можно и нужно, а вот планировать – нет. Героизму все равно научить нельзя.

Или – чему может научить аудиторию пасечник? Как любить пчел или как любить мед? Это его хобби, он этим живет, и вряд ли нужно множить в стране, насаждая сверху, людей этой уважаемой профессии. Кто любит – тот сам придет, без посторонней помощи.

Или – чему может научить молодежь человек без высшего математического образования, мечтающий решить теорему Ферма? Иметь амбиции – слишком мало, а производить практически шизофренические ролики об этом «выдающемся» современнике – сеять сорняки в неокрепших умах…

Наверное, среди «102 новых лиц» действительно есть люди, заслуживающие государственной информационной поддержки, но нужно уметь отделять зерна от плевел. И, может быть, не гнаться за круглой цифрой, «отрабатывая» деньги, выделенные на проект?

***

На днях журналист Айгуль Омарова опубликовала в Facebook любопытную информацию, сопровождаемую фотографиями: «Посмотрите на этих красавцев, пожалуйста. Таких ребят приняли бы в любом театре мира. А мы уже не увидим их на сцене, потому что оба уже ушли из балета. Первый — Жандос Аубакиров, второй — Досжан Табылды. Оба — лауреаты и дипломанты различных международных конкурсов и обоих, как талантов, отметил гений хореографии Юрий Григорович.

А знаем ли мы, казахстанцы, о них? Увы, почти не знаем. Мы не видели их в спектаклях и, к сожалению, больше не увидим. Разве только доведётся когда-нибудь посмотреть их учеников. Оба сейчас открыли свои школы-студии. Успехов, Жандос и Досжан!».

Таким образом она пыталась понять, а нужно ли нам министерство культуры: «Лично мне кажется, что единственное назначение министерства культуры — не мешать Художникам (артистам балета, музыкантам, режиссёрам, актёрам), а токмо пропагандировать всё самое талантливое. И как не вспомнить Екатерину Фурцеву — министра культуры СССР. Из ткачих стать министром — для этого нужно быть весьма незаурядным человеком, каким Екатерина Андреевна и была, если вспомнить, что при ней были расцвет кино, литературы, живописи и т.д. Видимо, нам сейчас нужна новая Фурцева».

Это, конечно, иносказательный пример. Но министерству информации и коммуникаций нужно бы провести простую параллель.

Многие действительно талантливые и одаренные люди в Казахстане не находят себе применения, уже не говоря о государственной поддержке. Таких примеров очень много. И нужно думать и действовать именно в этом направлении, а не раскручивать вручную ветряные мельницы…

Привет Маххабат Есен!

Нет, вы все-таки зайдите на сайт 100esim.el.kz и почитайте. Там много перлов, достойных книги рекордов стилистической безграмотности.

Такие папочки и коллекции есть у каждого редактора, который работает с начинающими авторами. Шефы долго хранят записи и читают их, когда хочется сбросить усталость и поразвлечься.

«В связи с отсутствием в трудовом отпуске врача, акушера-гинеколога, на вызов вместе с бригадой скорой помощи была направлена участковая медсестра, имеющая опыт работы родильного отделения Елена Шушлебина». Если акушер-гинеколог отсутствовал в трудовом отпуске, значит, он работал. И он должен был выехать на вызов. А участковая медсестра, которая имеет опыт работы целого родильного отделения – это круто!

«Прибыв на место, Елена из медицинской карты узнала, что у роженицы пятая степень тяжести. Проверяя ее, диагностировался выкидыш, на медицинском языке «патология». (…) В 12:40 Роза благополучно родила дочь. У медсестры такой случай был впервые».

«При его личном организационно-учредительском участии при КазИИТУ были созданы такие известные структуры, как…».

«Молодой мужчина полностью замерз в холодной воде, и едва почувствовав себя спасенным, потерял сознание».

«По словам Гульмиры нужно иметь большой стержень, который ни один ветер не сломает».

«У школы есть приусадебный участок и теплица, где сами ученики и их родители выращивают овощи по самым технологичным и экологичным стандартам – очевидцы говорят, что картошка у них размером с капусту, а капуста – с арбуз».

«Одним из основных показателей в сфере здравоохранения является материнская смертность».

«За первые 4 года с момента назначения Тлеуберди Куандыкова Главным Внештатным анестезиологом Алматы, он со своими коллегами провел работу, в результате которой материнскую смертность в городе удалось снизить в 8 раз!».

«Рой мыслей в голове о том, как этот человек сюда попал, кто он и долго ли так мучается, внезапно исчезли».

«Я счастлива видеть, что мой проект нашел применение у масс, я вижу, что я сделала достойный труд».

***

Еще один мой коллега, Алексей Алексеев, недавно заявил о том, что хочет работать главным корректором всех официальных документов, исходящих из правительства, парламента, канцелярии президента, акимата Астаны. Это первое. Второе: вычитывать главные новости страны на популярных новостных порталах страны. Тогда пропадут термины «наш Первый Президент», «Лидер Нации» и им подобные — все с большой буквы. «»Назарбаев Университет» станет «Университет Назарбаева», и никто не посмеет больше написать «В городе Астана состоялось заседание…», ибо будет лишен льгот на транспорт сразу на 5 лет. За рекламу по радио в стиле «В Сулпак огромные скидки» или «новости от Казахтелеком» буду увозить в Караганду и показывать, как шахтеры пенсию себе на старость добывают».

Он готов поработать, если «там вакансия образуется, или должность такая. Ибо достали».

Так вот, для Алексея есть хорошая новость. Возможно, Маххабат Есен ему предложит более высокую должность – должность редактора…

***

© ZONAkz, 2017г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.