Декрет о «тунеядцах»: попытка номер три

Белорусские власти отменили сбор с безработных, но вместо этого придумали новую "фишку"

В Беларуси на новый виток вышла борьба государства с «тунеядцами», или, как их называют официально – трудоспособными гражданами, не занятыми в экономике.

В конце января Александр Лукашенко подписал поправки в свой декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» – один из самых одиозных документов последних лет. Хорошая новость: налог для «тунеядцев» отменяется. Плохая новость: власти не отступились от своих планов и дальше «кошмарить» население.

Декрет о тунеядцах

Принятый впервые в апреле 2015 года, декрет № 3 ввел налог для безработных, которые без уважительных причин не имеют официального трудоустройства и не платят подоходный налог более 183 дней в календарном году.

Мол, раз вы не участвуете в налогообложении, а социальными благами пользуетесь, будьте добры заплатите в казну сбор – порядка 200 долларов в год.

Народная реакция последовала не сразу, а во второй половине 2016 года, когда людям из налоговой стали массово приходить «письма счастья».

Всего МНС разослало 440 тысяч извещений – каждому двадцатому жителю страны. В том числе письма пришли домохозяйкам; людям предпенсионного возраста; ухаживающим за стариками; хроническим больным, не имеющим статуса инвалида; вчерашним солдатам-срочникам; уехавшим на ПМЖ и т.д. Даже покойникам. Под действие декрета подпали самые уязвимые слои населения – жители депрессивных районов, где работу днем с огнем не сыщешь. Вдруг открылся «секрет Полишинеля» – бедственная ситуация с рабочими местами в регионах.

Неудивительно, что в стране начались протесты, люди по всей стране стали выходить на «марши нетунеядцев», и власти вынуждены были пойти на попятную. Год назад в декрет внесли первые поправки: разрешили сидеть дома мамам детей до 7 лет (при условии, что детсад ребенок не посещает) и некоторым другим категориям граждан, в том числе «оказавшимся в трудной жизненной ситуации». Является ли ситуация трудной, отдали решать чиновникам и депутатам. «Несправедливо» уплатившим налог пообещали его вернуть, начисление новых налогов – приостановить (но не отменять), а тех, кто так и не заплатил – не штрафовать.

Кстати, собрали негусто – порядка 5 млн долларов. До этого законопослушные белорусы на сей раз оказались строптивы. Из почти полумиллиона «виновных» граждан с деньгами согласились расстаться только 34 тыс. человек. Зато администрирование сбора, как выяснилось, отнимает кучу денег. Около 80 тыс. долларов МНС потратило только на услуги почты, которая разослала 440 тыс. писем, и это без стоимости конвертов. Если же посчитать рабочие человеко-часы и затраты на создание базы данных, счет пойдет на миллионы.

Казалось, все идет к тому, что декрет спустят на тормозах, даже риторика Лукашенко относительно «граждан алкоголиков, хулиганов, тунеядцев» смягчилась. Однако же просто взять и отказаться от идеи фикс государство не смогло. Декрет отправили на доработку под лозунгом «учесть ошибки, обеспечить занятость, заставить работать тех, кто не хочет».

И вот он доработан и подписан. Большая часть документа – это инструкции чиновникам и депутатам о том, как способствовать занятости населения (для этого им полагается мониторить, обучать и выполнять прогнозные показатели). Момент просветления – сбор с не занятых в экономике граждан отменить. Момент помрачения – вместо сбора таковые граждане будут с 1 января 2019 года оплачивать услуги по спецтарифам, «обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание». Основанием для предъявления спецсчета будет специальная база данных. Формировать списки «тунеядцев» для внесения их в базу будут районные комиссии. Они же будет решать, не простить ли проштрафившегося в связи с трудной жизненной ситуацией.

Тут следует пояснить, что понятие экономически обоснованных тарифов родилось в Беларуси из государственного мифа о том, что граждане всегда недоплачивают. Благодаря субсидированным тарифам они, дескать, только частично оплачивают коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте, даже платные медуслуги для них дешевле, чем для иностранцев. Не говоря уже о бесплатных медуслугах и образовании. Разница между «социальным» тарифом и «полным» погашается из бюджета.

Поэтому идея такая – заставить «тунеядцев» платить по полной за свет, тепло, воду, за посещение поликлиники и, возможно, за что-то еще.

Со списком услуг, которые войдут в налоговую повинность для «тунеядцев», и порядком расчета по ним Совмину поручено определиться до 1 апреля. И хотя направления, в которых будет работать правительство, очевидны, механизм дифференциации тарифов туманен.

Например, непонятно, кому и как выставлять полный счет за тепло, если в квартире на трех работающих – один «тунеядец»? И как наказывать «паразита», когда все граждане страны перейдут на 100-процентную оплату коммунальных услуг (а это, по планам, должно было произойти еще с 1 января 2018 года, но потом сроки были сдвинуты)? Что делать с «тунеядцем», если он заболел, а денег нет? Отказ в медпомощи – это как-никак нарушение конституции, согласно которой государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

Таких вопросов возникает очень много, и чем больше фантазируешь, тем абсурднее вырисовываются перспективы. Так можно представить ситуацию, в которой безработным предъявляют счет за посещение их детьми школы – а что, ведь это тоже расходы государства.

В общем, сериал «государство vs тунеядцы» продолжается. Белорусское правительство добровольно включилась в социальный эксперимент против гражданами и выходить из него, кажется, не собирается.

***

© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.