«Открытое письмо Кожамжарову и Шпекбаеву!» — Группа ученых-аграриев обратилась к Генеральному прокурору Республики Казахстан Кайрату КОЖАМЖАРОВУ и Председателю Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции Алику ШПЕКБАЕВУ по поводу нарушений в системе проведения конкурсов по научным исследованиям! – «В прошлом году мы приняли активное участие в конкурсе на грантовое финансирование по научным и (или) научно-техническим проектам на 2018-2020 годы, проводимом Министерством образования и науки. Первый этап конкурса, т.е. этап независимой специализированной экспертизы, проведенный независимыми международными и отечественными научно-техническими экспертами, мы, нижеподписавшиеся, со своими поданными научными проектами прошли успешно, получив от 24 до 33,7 баллов из 36 возможных.
Результаты второго этапа конкурса, т.е. этапа рассмотрения конкурсных проектов национальным научным советом по направлению науки «Устойчивое развитие агропромышленного комплекса и безопасность сельскохозяйственной продукции» (далее ННС по АПК) в буквальном смысле ошеломили нас — ННС по АПК одобрил проекты, набравшие на первом этапе всего 16-19 баллов.
Причину такой ситуации мы видим с одной стороны в грубом нарушении существующих правил формирования состава ННС по АПК, который и открыл путь для возможности протекционизма и лоббирования отдельных проектов, а с другой – в некачественной работе самого ННС по АПК.
Просим вас, создать комиссию и рассмотреть вышеуказанные факты нарушений, а также просим проверить соответствие состава ННС по АПК установленным законодательным нормам и правилам, правильность его действий и причастность его руководства и отдельных членов к коррупционным правонарушениям».
«Ученые «Казкосмоса» — Генпрокуратуре: «Науку в Казахстане осознанно разрушают»» — На обращение в Генпрокуратуру ученых вынудила непрозрачная система распределения грантов среди научных проектов. Ученые Национального центра космических исследований обратились к генеральному прокурору и председателю Агентства по делам госслужбы. Они недовольны результатами распределения грантов для научных проектов, которое подводил Национальный научный совет (ННС).
Все проекты, участвовавшие в конкурсе, получали оценку в баллах. По логике, получить гранты должны были проекты, набравшие наибольшее число баллов. Однако получилось наоборот.
По итогам конкурса по направлению «Информационные, телекоммуникационные и космические технологии», опубликованным 29 января 2018 года, финансирование получили проекты, набравшие наименьшее количество баллов при прохождении государственной экспертизы. А проекты, получившие наибольшее количество баллов, наоборот, были отвергнуты.
По словам Александра ГУБЕРТА, советника президента Национального центра космических исследований, в число отвергнутых проектов вошли проекты ученых «Казкосмоса», а также Астрофизического института им. В. Г. Фесенкова, Института ионосферы, Института космической техники и технологий.
Стоит отметить, что по итогам конкурса, на рассмотрение ННС было направлено 565 проектов из более 70 научных учреждений — «В их числе было 11 проектов, руководителями которых являлись сами члены ННС, а также аффилированные с ними лица. По итогам экспертизы более 30 баллов набрали 93 проекта, от 25 до 30 — 216 проектов, от 21 до 25 — 139 проектов.
Следует отметить, что проекты, представленные председателем ННС и его заместителем, набрали всего 23,33 и 21,19 балла. И были одобрены!».
«Скандальное распределение грантов на научные проекты прокомментировали в МОН РК» — Председатель Комитета науки МОН РК Болатбек АБДРАСИЛОВ прокомментировал заявление учёных и объяснил, почему Институт информационных и вычислительных технологий получил гранты по направлению «Информационные и телекоммуникационные технологии» — «Да, Максат КАЛИМОЛДАЕВ является руководителем института, но он был рекомендован в состав ННС как академик Национальной академии наук и работает в статусе главного учёного секретаря. Говорят, что какой-то институт взял очень много проектов, а дело в том, что там хорошие проекты. Этот институт является ведущим в своей сфере. Они создали несколько видов роботов, которые использует Министерство обороны нашей страны. По заданию руководства страны сейчас занимаются обеспечением кибербезопасности. Вот как вы считаете, нужно ли деньги выделять на кибербезопасность наших госорганов, наших национальных холдингов и банков? Это единственный институт, который занимается обеспечением кибербезопасности нашей страны», – сказал Болатбек Абдрасилов на пресс-конференции в СЦК.
Касательно проектов с низкими баллами, глава Комитета науки пояснил, что окончательное решение по присуждению грантов принимают сами учёные в составе ННС, не всегда опираясь на результаты экспертизы.
Сам председатель ННС по направлению «Информационные, телекоммуникационные и космические технологии, научные исследования в области естественных наук» Максат КАЛИМОЛДАЕВ также попытался объяснить, почему финансирование досталось его институту — «В нашем институте работает более 200 человек. Это один из самых больших научно-исследовательских институтов в Казахстане, там работает около 120 молодых учёных. Институт создал семь видов роботов совместно с Японией, Южной Кореей и Германией. Никто не может похвалиться, что они участвовали в выставке «Кайсар», в которой принимал участие глава государства. Также мы единственные, кто принимал участие на выставке KADEX. Мы создали квадрокоптеры, роботов, 3D-принтеры, таких разработок у нас много«, – похвалился он.
«Ученый бунт: скандал о распределении грантов в Казахстане набирает обороты» — Доктор физико-математических наук, член-корреспондент НАН РК Бектур БАЙЖАНОВ считает, что председатель комитета науки просто вводит в заблуждение научную общественность и государственные структуры – «Невозможно представить, чтобы госслужащий из минюста или канцелярии премьер-министра сознательно пошел на нарушение нормативных документов в период согласования текста постановления. Нарушения есть, факт есть факт. Отговорки все “детские”.
Уполномоченный орган при формировании ННС руководствовался чем угодно, но только не Положением о ННС, не разослав его общественным организациям. Но этот вопрос уже в компетенции Агентства по делам госслужащих. Необходимо провести служебное расследование этого факта.
По сути, нелегитимный и некомпетентный состав ННС (по информационным технологиям и фундаментальным исследованиям) в своей работе взял за основу что угодно, но только не результаты Государственной научно-технической экспертизы. Отсюда фантастические перекосы в финансировании. Кстати, предварительная экспертиза, проведенная Национальным центром научно-технической экспертизы (НЦНТЭ), была объективной, на высоком научном уровне и оказалась полезной всем ученым».
«Адил Ибраев о коррупции в ученой среде и о работе научных советов» — Президент АО «НЦГНТЭ» в интервью заявил, что на этапе научной экспертизы все лазейки для коррупции перекрыты – «К решениям ННС о финансировании проектов наш центр не имеет никакого отношения. После опубликования на наших информационных ресурсах результатов научно-технической экспертизы ко мне обращались ученые, академики, их болельщики, которые говорили: «Адеке, это в твоей власти – измени баллы, ведь моя (его, ее) работа такая важная, такая актуальная!».
Во-первых, они не хотели понять, что изначально все было прозрачно – баллы были сразу же опубликованы в интернете, их все увидели и получили возможность сравнивать. Во-вторых, мне стоило огромных душевных и физических сил объяснять всем моим уважаемым собеседникам по десятому разу: манипулирование баллами, давление на экспертов – уголовно наказуемое дело. Я специально весь год после реорганизации НЦГНТЭ выстраивал работу центра так, чтобы закрыть все лазейки для коррупции, кумовства, блата и так далее, и после этого я должен был грубо влезать в дела, которые меня, как руководителя данного АО, могут скомпрометировать? С некоторыми людьми, признаюсь, отношения разладились. Люди обижаются. И знаете, что меня беспокоит? Мы все жалуемся на несправедливость, коррупцию, в хвост и гриву ругаем власть, но когда дело касается нас самих, мы готовы допустить и то, и другое. Мол, это же чуть-чуть, это же частный случай! Хотя вот из таких частных случаев складывается общая нехорошая картина. Одним словом, хочу еще раз напомнить всем заинтересованным лицам: Национальный центр научно-технической экспертизы к проблемам, возникшим на этапе принятия решений о финансировании проектов, как и к результатам экспертных оценок, никакого отношения не имеет…
Наш центр организует работу ННС, то есть предоставляет им помещения для заседаний, обеспечивает оргтехникой, в частности, всем членам советов мы предоставили планшеты для голосования и прямой связи. Кроме того, мы обеспечили видеозапись всех заседаний, которые хранятся в центре. Что же касается содержания работы, то здесь мы, как и все учёные, заинтересованы в объективности решений советов, но повлиять на них никак не можем, согласно закону и действующим нормативно-правовым актам».
Серик МАМБЕТОВ – «Казахские ученые: часть — никчемные бездари, часть — трусливые хомячки!» — Чем закончится скандал по дележу грантового бабла? А ничем! Потому что, ученые, за редким исключением, в большинстве своем — трусы!
Среди них есть и грамотные ученые, которые в этой жизни что то да добились. Есть и бездари, рыльце которых в пушку. И всем этим трусам сейчас подкинут копейку, и они встанут на сторону беззакония и нарушений! Им все равно как получить деньги!
А почему этих бесхребетных бездарей больше, чем нормальных ученых? Да потому что система отлажена давно — так называемые нормальные ученые, не согласные жить и работать в этом дерьме, давно покинули стены наших НИИ и вузов — кто в бизнес, кто за бугор.
Остались те, кто не уважает себя, и те, кто может выбивать себе бабло. Не важно на что — лишь бы жить! И наука тут не при чем.
«Расследовать распределение научных грантов на предмет коррупции требуют депутаты» — Депутаты «Ак жола» требуют расследовать распределение научных грантов на предмет коррупции. Как сообщается в запросе партии, подобная проверка проводилась в 2015 году и смогла выявить коррупционные нарушения…
В этой связи «Ак жол» просит рассмотреть вышеуказанные факты на предмет наличия коррупционных нарушений при распределении бюджетных средств, выделенных на развитие науки.
«Казахстанский профессор о скандале с распределением грантов: На всех денег не хватит» — Доктор химических наук и член состава ННС Григорий МУН — В этом году на науку выделилось еще меньше денег, чем в прошлом. Поэтому, естественно, какие-то проекты пришлось не рекомендовать к финансированию. Может быть, они в общей сложности и хорошие с точки зрения всемирной науки, но в первую очередь мы рассматриваем то, что интересно для Казахстана. В этом задача ННС.
«Капиталы гранта» — В академических кругах Казахстана развернулись жаркие дебаты. Но спорят ученые не по поводу новых подходов к решению тех или иных проблем, а по поводу конкурсного финансирования, которое регулярно выделяет государство в виде грантов на научные исследования.
Газета попросила объяснить суть конфликта и пути выхода из него президента Национальной академии наук Казахстана академика Мурата ЖУРИНОВА — Прежде чем обвинять Калимолдаева, надо понимать, как работает система распределения грантов. Решение принимается коллегиально, а не лично руководителем одной из секций, которых в научном совете семь. Всего же в ННС 194 члена, причем 50 процентов из них к науке никак не относящиеся. То есть один руководитель не может навязать свое мнение. Но с моральной точки зрения определенный отпечаток, конечно, накладывается. Однако это не вина Калимолдаева. В ННС входят представители различных научно-исследовательских институтов. Понятно, что каждый из них заинтересован в победе своего учреждения. И при нынешних правилах распределения грантов всегда будут недовольные.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.