Газета Nation опубликовала статью под названием «Kabul hosts army chiefs for anti-terror talks» — «Кабул принимает переговоры касательно борьбы с терроризмом с участием армейских начальников».
В ней говорится так: «Руководители военных ведомств из соседствующих с Афганистаном стран, а также американские и натовские генералы собрались во вторник в Кабуле с тем, чтобы обсудить вопросы сотрудничества в борьбе с наркоторговлей и терроризмом.
В ходе этой конференции была достигнута договоренность касательно продолжения сотрудничества в интересах мира и стабильности в регионе.
На конференции присутствовали генерал Джозеф Вотел, глава Центрального командования или СЕНТКОМа (региональной структуры вооруженных сил) США, и генерал Джон Николсон, командующий силами США и НАТО в Афганистане, а также руководители военных ведомств Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана».
Сайт радиостанции Voice of America опубликовал материал под названием «Russia Says IS Turning Afghanistan Into ‘Resting Base’ for Regional Terrorism» — «Россия заявляет, что ИГИЛ превращает Афганистан в «опорную базу» терроризма».
В нем излагается следующее: «Россия предупреждает о том, что группировка Исламское Государство превращает север Афганистана в «опорную базу» международного терроризма и плацдарм для установления «деструктивного» халифата в регионе.
«Международное крыло» группировки распространяет террористические усилия за пределы Сирии и Ирака, выводя их на мировой уровень, утверждает российский посол в Пакистане Алексей Дедов.
Судя по его выступлению на семинаре в Исламабаде, на севере Афганистана при потворстве, а иногда и прямой поддержке местных и внешних сил консолидируются под флагами ИГИЛ тысячи боевиков разных национальностей, в том числе джихадисты из Сирии и Ирака.
Он не уточнил, о каких именно силах идет речь, однако Россия и Иран ранее неоднократно обвиняли США в поддержке подъема Исламского Государства в Афганистане».
Издание Ahlul Bayt News Agency опубликовало статью под названием «Analysis: American vs Russian Project: Greater Central Asia or Greater Eurasia?» — «Анализ: американский проект против российского проекта: Большая Центральная Азия или Большая Евразия?».
В предисловии к ней говорится так: «Кремль амбициозным образом рассматривает формирование сильного блока на основе политических и экономических партнерств в Евразии. Российский президент Владимир Путин уже давно выступает за создание единого торгово-экономического пространства Большой Евразии. По разумению кремлевских лидеров, Большая Евразия может также охватывать Китай, Индию, Пакистан и Иран. Хотя Россия на словах отрицает то, что проект носит антизападный характер, и даже предлагает европейским странам присоединиться к нему, в действительности главная цель Москвы состоит в оставлении Запада за бортом».
Далее уже в самой статье излагается следующее: «У мировых держав имеются свои собственные, не совпадающие друг с другом представления о концепции Большой Центральной Азии. Например, в то время, когда Советский Союз все еще существовал, Центральная Азия считалась неполной без Афганистана и китайской северо-западной провинции Синьцзян. С другой стороны, крушение советской власти, с одной стороны, и подъем Китая, с другой стороны, дали Пекину возможность распространить свое влияния на Центральную Азию. При отсутствии такой великой державы, как Советский Союз, Китай стремился заполнить вакуум власти.
Но у китайцев имелись и, естественно, все еще имеются свое определение и видение Большой Центральной Азии, отличающиеся от аналогичных категорий восприятия, присущих советским русским. В их понимании Большая Центральная Азия включает в себя, помимо нынешних пяти республик, еще Монголию, Афганистан, Пакистан и Иран. США, со своей стороны, за последние годы представили собственную интерпретацию Центральной Азии, значительно отличающуюся от аналогичных интерпретаций Китая и России, в целях продвижения своих интересов в этом стратегически важном регионе. Американская версия включает в себя, помимо бывших республик Советского Союза, еще Афганистан, Пакистан и Индию.
Ввиду всего этого становится ясно, что Россия, Китай и США являются главными конкурентами в этом регионе.
17 января российский министр иностранных дел Сергей Лавров прокомментировал американские планы по проведению совещания с участием госсекретаря США Рекса Тиллерсона и министров иностранных дел пяти центральноазиатских республик бывшего Советского Союза в формате «5 + 1» в одном из этих стран, заявив, что намерение Вашингтона установить отношения со странами Центральной Азии имеет целью не оказание содействия их экономическому развитию; в данном случае США, скорее всего, преследуют свои геополитические цели и реализуют проект Большой Центральной Азии. Но что кроется за американским планом Большой Центральной Азии? И какие угрозы могут возникнуть для России вследствие его реализации?».
Вышеизложенную информацию можно дополнить такими сведениями. Еще в 2006 году в Кабуле по инициативе западных спонсоров Афганистана впервые была созвана международная конференция, имевшая целью содействие развитию партнерства и торговых отношений в так называемой «Большой Центральной Азии». Но, по сути же, это мероприятие в качестве своей главной задачи имело введение в реальность современной политической жизни понятия «Большая Центральная Азия». Как следствие, на той конференции состоялся всесторонний разговор о том, что она означает в территориальном смысле. В ее работе приняла участие официальная делегация из Казахстана во главе с тогдашним министром иностранных дел Касым-Жомартом Кемелевичем Токаевым.
Эта инициатива западного сообщества наций во главе с американцами представлялась по-своему примечательной. Она основывалась на представлении о том, что вплоть до исторически недавнего времени Афганистан являлся органичной частью Центральной Азии как региона. Ситуация эта, мол, изменилась лишь во второй половине XIX века, и граница между Афганистаном и остальной Центральной Азией как своего рода водораздел между разными мирами – это граница, которую создали царская Россия и Великобритания.
Американцы предложили комплексную идею восстановления того, что было прежде. А именно – воссоздание «Большой Центральной Азии» с участием Афганистана и возрождение прямых торгово-экономических связей между этим регионом и Южной Азией. До них со схожим предложением выступал пакистанский премьер-министр Наваз Шариф. Но у него ресурсов для реализации такого проекта, конечно же, было еще меньше, чем у американцев и их союзников.
Итак, в середине прошлого десятилетия в Вашингтоне предметно озаботились «восстановлением древних связей между Южной и Центральной Азией и налаживанием новых отношений в сферах торговли, транспорта, демократии, энергетики и коммуникаций». Такая цель вытекает из письма Ричарда Баучера, который тогда являлся помощником госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии, в профильный комитет Конгресса США. В связи с ней наблюдатели заговорили о стремлении Вашингтона «сориентировать центрально-азиатские страны на своих союзников в Южной Азии».
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.