В грузинское село приходит телеграмма тревожного содержания: «Гиви очень заболел зпт похороны завтра тчк». Заинтригованные сельчане выстукивают депешу: «Жив ли он впр» И получают в ответ: «Нет пока ещё тчк»
В сюжетные рамки этого старинного анекдота легко укладывается многонедельная сага о Скрпипалях.
Вот интересно – как же люди делают карьеру до такой степени головокружительную, что покушение на них может круто развернуть мировую историю? Юлий Цезарь, эрцгерцог Фердинанд, и вот теперь – Сергей Скрипаль. Но ведь никто никогда правды не расскажет.
Поэтому, что вижу, то и пою.
А вижу немногочисленные размещенные в СМИ фотографии и видео героя, на которых он предстает типичным военным отставником советских времен. Бывший батальонный, а то — подымай выше — полковой прапорщик. Много лет заведовал в какой-нибудь части автомобильным хозяйством, продовольственным снабжением или чем-нибудь столь же питательным. То есть, человек вполне достойный, хозяйственный. По службе характеризовался исключительно положительно. В художественной самодеятельности про паровоз пел под гармошку. Перед выходом на пенсию сколотил некоторое состояние в виде движимого и недвижимого имущества – кооперативную квартирку в Подмосковье, дачку в Крыму, мотоцикл с коляской. Детей вывел в люди. Дочку — в нархоз определил на бухгалтера, а сыночка — в военное училище тыла. Чтоб тоже нос был в табаке. И вот теперь сидит отставник в своем садике на скамеечке, поливает из резиновой кишки грядки с огурцами, наслаждается заслуженным отдыхом и добродушно улыбается в камеру.
Разумеется, жизнь чуть сложнее. Вот нам кажется, что такой человек тянет разве что на прапорщика, а он – целый полковник. И не АХЧ, а ГРУ. И не мотоцикл у него с коляской, а БМВ, и домик не в Подмосковье, а в Солсбери, чёрт побери. И родину он расхищал не по-маленькому, в гараже заштатной в/ч, а по-большому, в виде государственных тайн. И не в камеру улыбался, а из неё. И не добродушно, а как-то смущенно и удивленно. За что, мол, все эти решетки и запоры? За естественное стремление в нелегкие девяностые повысить благосостояние своей простой российской семьи?
Но масштаб человеческой личности примерно тот же, старшинский, — несмотря на генеральские масштабы причиненного урона.
Ну, допустим, не любит человек место своего рождения и постоянного проживания. Ну, не по душе ему упоительные подмосковные вечера и солнечный Магадан. Его дело. Но зачем же тогда всеми правдами и неправдами он стремился пристроиться на службу в органы госбезопасности нелюбимого отечества? Клялся защищать его до последней капли крови? Призывал на собственную голову всевозможные страшные кары в случае нарушения присяги? Только чтобы заполучить теплое местечко, на котором удобнее расхищать, продавать и предавать?
Если верить российским СМИ, экзистенциальный выбор Скрипаля нанес огромный ущерб месту его постоянного проживания. И не абстрактной родине, а конкретным людям. Сравнительно недорого он продал вражеским спецслужбам массу своих сослуживцев. Если посчитать на круг, то примерно по 2-3 тысячи евро за голову. Потом, оказавшись в камере, глубоко раскаялся, искренне сотрудничал со следствием, «сдал» теперь уже всех британских коллег, а также друзей из кадрового департамента российской разведки, которые «по дружбе» снабжали его инсайдерской информацией. Тут, наверное, мерой платы за каждую сданную голову были годы, списанные со срока заключения. Но и оставшихся Скрипаль не отбыл – обменяли хулигана на российских шпионов, арестованных в США, в том числе, по его наводкам. В Британии, опять-таки, прозрел, проникся антипутинским гневом и пристроился в шпионское училище читать лекции о гнусных методах российских чекистов. Поселился, между прочим, в том же городке, что и некоторые из «сданных» им в свое время британских агентов. Дружили, наверное, семьями, чаи вместе гоняли. Идиллия, в общем. Настало время, добродушно подмигивая в камеру, посидеть на лавочке у грядки с огурцами или в пабе с кружкой пива. В общем и целом, несмотря на отдельные мужественно преодоленные невзгоды, жизнь удалась.
Любопытно, кстати, что Скрипаля не лишили гражданства, имущество не было конфисковали (в том числе и квартиру в престижном московском районе, полученную за беспорочную службу в военной разведке). Только звания полковника лишили. А то совсем уж было бы странно – как и отравление смертельным газом, через несколько дней после которого отравленных выписывают из больницы, но при этом никому не показывают.
Конечно, это ещё не доказывает, что Скрипаль – двойной агент. Подлинные обстоятельства странной истории, скорее всего, никогда не станут достоянием «мировой общественности». Кто там и в чем виноват? ЦРУ, ГРУ, Ми-6? А может быть, «сданные» Скрипалем рыцари плаща и кинжала, на чьей бы стороне они своими кинжалами не орудовали? Или партнеры по его, судя по всему, грязноватому бизнесу, на которых он выпрашивал компромат у кадровиков российской разведки?
По многим внешним признакам, солсберийское дело больше всего напоминает провокацию. А для провокаций всегда требуется расходный материал. Винтики и шпунтики, которые должны быть всегда под рукой, на нужной полке, на случай, если кого-нибудь надо будет грохнуть или, наоборот, спасти и на время припрятать, чтобы впоследствии опять вытащить на свет Божий. Использовать свидетелями на суде (в том маловероятном случае, если он состоится) или опять-таки в качестве жертв (а то и орудий) очередного преступления «кровавого путинского режима», «американского империализма» или «международного терроризма» (нужное зачеркнуть). И очень похоже, что на сей раз шпунтиков готовили под «химические» разборки с Асадом. Но брексит спутал карты, кто-то «на самом верху» приказал придумать отвлекающий маневр. Ну и запустили Скрипалей раньше, чем провокация была во всех деталях отрепетирована. Отсюда и явный конфуз. Ляпы, нескладушки, откуда видны разные ушки. Эта версия напрашивается, но она, конечно, далеко не единственная.
Сгинул ли Скрипаль навсегда в безднах какой-нибудь программы защиты свидетелей? Или ещё всплывёт в самом неожиданном месте (может, буквально всплывёт где-нибудь в Гринспинской трясине под пропагандистский лай собаки Баскервиллей). В одном можно быть уверенными — очень уж долго поливать огурцы или ананасы на очередной дачке ему не придется. Мы, в общем-то, все смертны и все – расходный материал истории. Но к тому, кто сам назвался груздем и полез в кузов, его экзистенциальный выбор непременно постучится в дверь.
И момент выберет, с точки зрения груздя, самый неподходящий.
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.