Американская газета Latin American Herald Tribune опубликовала статью под названием «World’s Elite to Tackle Global Challenges at XI Astana Economic Forum» — «Мировая элита займется решением глобальных проблем на XI Астанинском экономическом форуме».
В ней говорится так: «Заместитель председателя оргкомитета АЭФ (Астанинского экономического форума), министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов заявил, что Саммит глобальных вызовов должен стать ключевым элементом процесса принятия стратегических решений в этом центрально-азиатском государстве.
«Самая главная цель АЭФ в этом году – предоставить экспертному сообществу, технологической элите, представителям государственного управления, визионерам и лидерам крупных корпораций площадку для поиска содержательных ответов и решений глобального масштаба», — сказал он.
Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований Санат Кушкумбаев сказал, что дискуссии на АЭФ помогут казахстанским экспертам и политикам сформировать национальную стратегию развития страны на ближайшие годы.
«Страны, которые фокусируются на экспорте природных ресурсов и низкооплачиваемой рабочей силе, становятся все менее и менее конкурентоспособными. Именно поэтому нам нужно развивать инновационные, основанные на знаниях экономику, технологии и тому подобное. Это и есть цель таких форумов».
Форум выносит к обсуждению 11 глобальных вызовов: Единая Экономика. Глобальная Стратегия. Урбанизация. Устойчивость. Чистая Энергия. Сингулярность. Цифровой Мир. Деньги Будущего. Глобальная Безопасность. Новое Человечество и Долголетие».
Похоже, организаторы АЭФ полагают, что, благодаря рассмотрению такого рода вопросов в нашей столице с участием представителей мировой элиты, наша экономика, так или иначе, получит импульс для ускоренного развития. Ведь представители официальной Астаны в своих выступлениях также выражают мнение, что только решение стоящих перед Казахстаном вызовов поможет нашей стране войти в ряды 30-и самых развитых стран мира.
Что и говорить, стереотипы бывают поразительно живучи. Вот уже столько лет прошло с тех пор, как окончательно распалась социалистическая система, которая считалась первым миром. И все бывшие союзные республики в Центральной Азии оказались причислены Организацией Объединенных Наций и другими авторитетными международными структурами к разряду развивающихся стран или же, иными словами, к третьему миру, а мы в Казахстане по-прежнему ведем себя так, будто бы все так же продолжаем шагать в переднем ряду человечества.
А между тем с каждым следующим годом периода после социализма, в Казахстане все меньше остается признаков, напоминающих о его пребывании прежде в составе первого мира, и все больше появляется примеров, говорящих о его стремительном вживании в роль развивающейся страны со всеми присущими ей социальными язвами. Вспомним хотя бы такие события недавнего прошлого, как социальные протестные выступления в Шаныраке, Бакае и на Тенгизе. Или – в Жанаозене…
В мире сейчас насчитывается порядка двух сотен государств. Вне Европы и Северной Америки, все они, за исключением Японии и новых индустриальных экономик Азии, квалифицируются как развивающиеся страны. И вот что тут примечательно. Почти полвека тому назад ситуация складывалась примерно такая же: были развитые государства и были развивающиеся государства. Первые вроде как находились на стадии устойчивого и стабильного развития, а вторые, значит, ускоренно развиваясь, догоняли их. Так получалось по самим их названиям: развитые и развивающиеся.
Но за 47 лет, которые прошли с 1971 года до 2018 года, только считанным единицам из громадного большинства независимых стран третьего мира удалось встать на путь сокращения отставания от стран Запада. Это – новые экономики Юго-Восточной Азии и Китайская Народная Республика. И все.
Остальные же и догонять даже не начали. Их отставание от развитых стран Запада в целом не уменьшается, а увеличивается. То есть дистанция между ними не сокращается. Следовательно, все эти так называемые развивающиеся страны на самом деле находятся на стадии не развития, а стагнации или даже регресса. А они, между прочим, составляют не менее двух третей всех существующих на Земле государств. Да, за 28 лет между 1971 годом и 1999 годом совокупная доля стран третьего мира в международной торговле увеличилась на целых 10 процентов — с 19 до 29 процентов.
Однако такой позитивный результат во многом является следствием впечатляющего прорыва, совершенного за этот период рядом государств Азии с новой индустриальной экономикой. Если называть вещи своими именами, именно их и следует считать развивающимися странами. Ибо ведь смысл любого развития в том, чтобы позитивным образом менять существующее положение дел. В рассматриваемом случае позитивом может считаться лишь сколько-нибудь заметное наверстывание отставания. Согласие с сохранением статус-кво означает смирение с ролью вечно отстающего. Подавляющему большинству государств мира пока ничего другого, кроме как смириться, не остается.
Сможет ли Казахстан сломать такой стереотип?!
***
© ZONAkz, 2018г. Перепечатка запрещена. Допускается только гиперссылка на материал.